архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Образование Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

«Межведомственное взаимодействие как основа устойчивого развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» - конференция с таким названием прошла в рамках Ссыпчины медовой в музыкальном зале Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции МБОУ «ОСОШ №2».

Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе детей с особыми потребностями.
Заместитель губернатора Архангельской области по социальной политике Людмила Кононова отметила:
- Развитие инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений в образовательной политике Архангельской области. Министерством образования, Правительством принят целый ряд основополагающих правовых актов, на основе которых мы работаем и развиваем инклюзив, главный из них - региональный закон «Об образовании».
К инклюзивному образованию мы подошли неформально, выделив отдельную рабочую группу, которая разрабатывала статьи закона. Возглавляла группу Наталья Юрьевна Флотская, зам. министра образования и науки Архангельской области, которая является специалистом в этих вопросах. Следующий очень важный для нас документ - областная целевая программа на 2013 - 2015 год. Хочу сообщить радостную новость: мы вошли в пятерку первых регионов России, которые уже в этом году получили федеральное софинансирование. После Ярославской области мы вторые по сумме. Эти 290 миллионов рублей - невиданные деньги для области. Мы должны будем создать беспрепятственный доступ для людей с ограниченными возможностями к социальным, коммунальным и другим структурам. Необходимо приобрести специализированный транспорт, «Социальное такси». Самый важный принцип, которого мы должны добиться в ходе реализации программы - доступность должна носить комплексный характер.
Если говорить о софинасировании, то на 2014 год это 112 млн. 500 тысяч из федерального бюджета, 160 млн. 200 тысяч из областного бюджета, в том числе на инклюзивное образование выделено почти 30 миллионов. Сходные цифры и на 2015 год. Благодаря вхождению в эту программу мы должны совершить серьезный рывок в создании «Доступной среды» в Архангельской области.
Сейчас создана рабочая группа, которая должна определить муниципалитеты и учреждения, которые будут участвовать в этой программы. От активности руководителей этих МО и, в частности, заместителей по соц.вопросам, будет зависеть и то, какое софинасирование получит муниципальное образование.
В рамках развития инклюзивного образования мы говорим о пяти ресурсных центрах, один из которых находится в Устьянском районе. Так что активно включайтесь в работу этой группы.
Также Людмила Павловна обозначила важнейшие задачи для реализации инклюзивного образования:
- Необходимо разработать региональную законодательную базу инклюзивного образования. Это первоочередная задача для Министерства образования области и депутатского корпуса. Очень важна подготовка и переподготовка педагогических кадров.
Все сводится к тому, что должно быть сформировано толерантное отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. А это возможно при условии, что инклюзивное образование будет введено с самого маленького возраста, и ребята, обучающиеся вместе, будут терпимо, с пониманием относиться к детям, которые имеют особенности в развитии. И самое главное - чтобы инклюзивное образование привело к созданию инклюзивного общества. Это наша сама главная цель - общество для всех, общество для каждого, в котором люди с особенностями могли реализовать свои права и возможности и чувствовали в обществе комфортно.
Модератор конференции Наталья Флотская, зам. министра образования и науки Архангельской области, говорила о необходимости межведомственного взаимодействия:
- Сегодня в Архангельской области наметились первые шаги, создаются базовые учреждения, началась подготовка педагогических кадров. Идет реализация проектов, направленных на создание системы инклюзивного образования в нашем регионе. Мы все работаем разрознено, нет той направляющей силы, которая бы нас объединила. Необходимо создать региональный ресурсный центр, который бы смог осуществить взаимодействие всех районов нашей Архангельской области. Сейчас выделены средства из проекта КолАрктик в сумме около 15 млн. рублей на оборудование этого ресурсного центра.
Есть много других проблем. Сеть коррекционных учреждений у нас не развита, дети с глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями в здоровье продолжают находиться за пределами образовательной процесса. До 9 - 10% таких детей не получают образования, до 80% учителей спец.учебных образований не имеют высшего образования. Учителя общеобразовательных школ в большинстве своем не владеют методикой работы с «особыми детьми». Нет технологий, нет учебных пособий, нет элементарных разработок на уровне Министерства образования. Сейчас это больной вопрос. Наиболее важной проблемой является создание системы межведомственного взаимодействия. Оно является необходимым условием устойчивого развития инклюзивного образования.
Первые пробы инклюзива в образовании в нашей районе есть. Эльза Валовна Кокорина, директор МБОУ ОСОШ №2 рассказала про взаимодействие Центра психолого - педагогической реабилитации и коррекции и школы:
- Сотрудничество с Центром у нас осуществляется с прошлого учебного года. ЦППРК является нашим структурным подразделением и мы работаем над тем, чтобы инклюзивное образование дошкольного учреждения велось на уровне общеобразовательного. Ведется подготовка специалистов, дети с ограниченными возможностями имеют право обучаться со всеми вместе и мы должны создать такие условия. В этом году у нас придут первоклассники из Центра. Это в основном «речевики», так что будет работать логопункт, где смогут заниматься не только ученики первых классов. Работу вместе будут осуществлять учителя начальных классов и специалисты Центра.

Ольга Бовыкина

21 сентября 2013

Комментарии (0)