архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Образование Инклюзивное образование. Первые шаги на Устье

Инклюзивное образование. Первые шаги на Устье

Инклюзивное образование.  Первые шаги на Устье

Одним из приоритетных направлений в работе по созданию доступной среды для инвалидов в Архангельской области стало развитие инклюзивного образования. Инклюзивное образование - заимствованное выражение из английского языка inclusive education. Его цель – дать возможность получать детям - инвалидам образование в массовых школах наравне с другими детьми. В Устьянском районе в 2013 году создан и активно ведет работу Районный ресурсный центр по инклюзивному образованию на базе Октябрьской общеобразовательной средней школе №2.

О том, как обстоят дела с инклюзивным образованием в нашем районе, мы побеседовали с директором ОСОШ №2 Эльзой Валовной Кокориной, ее заместителем по учебно­воспитательной работе Натальей Ивановной Туркиной и старшим воспитателем структурного подразделения «Центр психолого­педагогической реабилитации и коррекции» (ЦППРК) Аллой Ивановной Лазаревой.
Педагоги солидарны во мнении, что главная проблема обеспечения доступности не в количестве подготовленных кадров и несовершенстве законодательства, а в отношении общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и проблемам инвалидности. А правильное отношение лучше закладывать с детства, чтобы вырастить понимающее и умеющее сострадать поколение.
Под инклюзивным образованием понимается совместное обучение (воспитание) детей с различной степенью здоровья, включая организацию учебных занятий, досуга и различных видов дополнительного образования. Принципами инклюзивного образования является принимающая атмосфера, особая культура сообщества.
На данный момент в Архангельской области работают несколько ресурсных центров по инклюзивному образованию. Одним из них с ноября 2012 года является ресурсный центр по инклюзивному образованию в Устьянском районе, в котором активно взаимодействуют школа, «ЦППРК» и территориальная ПМПК (психолого­медико­педагогическая комиссия).
Эльза Валовна отмечает: ­
-Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучаться со всеми, и мы должны стремиться создать необходимые для них условия. С этой целью ведется подготовка специалистов для того, чтобы помощь детям была более квалифицированной и приобретала системность. Ведётся психолого­педагогическое сопровождение детей учителями школы и специалистами Центра.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образовательная программа школы содержит специальный раздел – коррекционная работа, обеспечивающая создание условий для индивидуального развития всех обучающихся. И такая работа должна начинаться как можно раньше.
При ЦППРК работает психолого­медико­педагогическая комиссия, куда могут обращаться родители детей от 0 до 18 лет. Комиссия определяет, какой образовательный маршрут необходим ребёнку, нужно ли ему дополнительное сопровождение. Для детей раннего возраста работает клуб «Мамина школа», где мамы и папы могут получать помощь специалистов и заниматься со своим ребенком дома. У детей до 5 лет, которые не могут ходить в детский сад, есть возможность посещать комплексные занятия в кабинете абилитации и реабилитации и в гостиной «Доброта». С пятилетнего возраста по направлению ПМПК дети могут быть зачислены в группы ЦППРК.
Для родителей «особых» детей создан клуб «Мы вместе», который работает по трем модулям: медико­профилактическому, психологическому и логопедическому. Для педагогов отдалённых учреждений района создан выездной консультативный пункт.
Районному центру активно помогает кафедра коррекционной педагогики Архангельского областного Института открытого образования и Северный Арктический федеральный университет в подготовке специалистов, и ознакомлении их с опытом работы других инклюзивных учреждений. Центр в Устьянах, в свою очередь, проводит методические семинары для всех педагогов района по коррекционной работе и инклюзивному образованию, чтобы учителя знали специфику работы и были готовы к обучению «особых» детей.

Немного статистики:

В ООСШ №2 обучается 19 учеников с ограниченными возможностями здоровья. По зрению – 7, с проблемами опорно – двигательного аппарата ­ 4, столько же ­ с нарушением речи; с задержкой психического развития ­ 2, с болезнью сердца – 2, сахарным диабетом ­1 человек. Детей с инвалидностью – 9 человек.
В районе среди обучающихся, получающих дошкольное образование 107 детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью – 22 ребенка. Среди школьников с ОВЗ ­65, с инвалидностью – 44 ученика.
В ЦППРК дошкольное образование по адаптированным программам получают 50 человек. В школе ведётся дистанционное обучение. В этом случае на дому у ребёнка и у учителя в школе имеются компьютеры, оборудованные необходимым программным обеспечением. Большей частью с ребятами занимаются по скайпу, также педагоги обучают своих учеников на дому.

Открыть доступ

После осенних каникул около крыльца ООСШ №2 появился внушительный пандус под крышей, как того требуют правила. И хотя на сегодня в школе нет детей, которым он требуется, пандус создаёт свободный доступ в здание тем людям, которые имеют ограничения в движении. Строительство конструкций велось на федеральные средства и обошлось недешево – более 300 тысяч рублей. В здании ЦППРК проведён ремонт полов в зале адаптивной физкультуры. В дальнейших планах ­ расширение дверных проемов в здании школы и реконструкция пола в музыкальном зале и в коридоре первого этажа здания ЦППРК.
Кроме создания «безбарьерной среды» для детей с инвалидностью, инклюзивное образование подразумевает обеспечение «индивидуального маршрута» и в, отдельных случаях, тьюторского сопровождения. Тьютор – это особая педагогическая должность, которая обеспечивает разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ и сопровождает процесс образования ребёнка. Также для детей со спец. потребностями нередко необходимы «особые» специалисты, например, сурдопедагог, тифлопедагог. Таких специалистов в нашем районе пока нет, но коллектив Ресурсного центра постоянно ищет все новые подходы и методы в своей работе.
Инклюзивное образование не исключает существование коррекционных специализированных школ, т.к. именно там созданы специальные условия и имеются необходимые специалисты. Родители должны иметь право выбора между специализированным учреждением и общеобразовательным.
Главное в инклюзивном образовании ­ изменить само отношение общества к «особым» детям. Если инклюзивное образование будет введено с самого маленького возраста, то дети, обучающиеся вместе, научатся терпимо, с пониманием относиться к сверстникам, которые имеют особенности в развитии, что приведет к созданию инклюзивного общества. Это самая главная цель ­ общество для всех и каждого, в котором люди с особенностями могут реализовать свои права и возможности и чувствовать себя комфортно.

Ольга Бовыкина

13 декабря 2014

Комментарии (0)