Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Инклюзивное образование. Первые шаги на Устье
Одним из приоритетных направлений в работе по созданию доступной среды для инвалидов в Архангельской области стало развитие инклюзивного образования. Инклюзивное образование - заимствованное выражение из английского языка inclusive education. Его цель – дать возможность получать детям - инвалидам образование в массовых школах наравне с другими детьми. В Устьянском районе в 2013 году создан и активно ведет работу Районный ресурсный центр по инклюзивному образованию на базе Октябрьской общеобразовательной средней школе №2.
О том, как обстоят дела с инклюзивным образованием в нашем районе, мы побеседовали с директором ОСОШ №2 Эльзой Валовной Кокориной, ее заместителем по учебновоспитательной работе Натальей Ивановной Туркиной и старшим воспитателем структурного подразделения «Центр психологопедагогической реабилитации и коррекции» (ЦППРК) Аллой Ивановной Лазаревой.
Педагоги солидарны во мнении, что главная проблема обеспечения доступности не в количестве подготовленных кадров и несовершенстве законодательства, а в отношении общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и проблемам инвалидности. А правильное отношение лучше закладывать с детства, чтобы вырастить понимающее и умеющее сострадать поколение.
Под инклюзивным образованием понимается совместное обучение (воспитание) детей с различной степенью здоровья, включая организацию учебных занятий, досуга и различных видов дополнительного образования. Принципами инклюзивного образования является принимающая атмосфера, особая культура сообщества.
На данный момент в Архангельской области работают несколько ресурсных центров по инклюзивному образованию. Одним из них с ноября 2012 года является ресурсный центр по инклюзивному образованию в Устьянском районе, в котором активно взаимодействуют школа, «ЦППРК» и территориальная ПМПК (психологомедикопедагогическая комиссия).
Эльза Валовна отмечает:
-Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучаться со всеми, и мы должны стремиться создать необходимые для них условия. С этой целью ведется подготовка специалистов для того, чтобы помощь детям была более квалифицированной и приобретала системность. Ведётся психологопедагогическое сопровождение детей учителями школы и специалистами Центра.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образовательная программа школы содержит специальный раздел – коррекционная работа, обеспечивающая создание условий для индивидуального развития всех обучающихся. И такая работа должна начинаться как можно раньше.
При ЦППРК работает психологомедикопедагогическая комиссия, куда могут обращаться родители детей от 0 до 18 лет. Комиссия определяет, какой образовательный маршрут необходим ребёнку, нужно ли ему дополнительное сопровождение. Для детей раннего возраста работает клуб «Мамина школа», где мамы и папы могут получать помощь специалистов и заниматься со своим ребенком дома. У детей до 5 лет, которые не могут ходить в детский сад, есть возможность посещать комплексные занятия в кабинете абилитации и реабилитации и в гостиной «Доброта». С пятилетнего возраста по направлению ПМПК дети могут быть зачислены в группы ЦППРК.
Для родителей «особых» детей создан клуб «Мы вместе», который работает по трем модулям: медикопрофилактическому, психологическому и логопедическому. Для педагогов отдалённых учреждений района создан выездной консультативный пункт.
Районному центру активно помогает кафедра коррекционной педагогики Архангельского областного Института открытого образования и Северный Арктический федеральный университет в подготовке специалистов, и ознакомлении их с опытом работы других инклюзивных учреждений. Центр в Устьянах, в свою очередь, проводит методические семинары для всех педагогов района по коррекционной работе и инклюзивному образованию, чтобы учителя знали специфику работы и были готовы к обучению «особых» детей.
Немного статистики:
В ООСШ №2 обучается 19 учеников с ограниченными возможностями здоровья. По зрению – 7, с проблемами опорно – двигательного аппарата 4, столько же с нарушением речи; с задержкой психического развития 2, с болезнью сердца – 2, сахарным диабетом 1 человек. Детей с инвалидностью – 9 человек.
В районе среди обучающихся, получающих дошкольное образование 107 детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью – 22 ребенка. Среди школьников с ОВЗ 65, с инвалидностью – 44 ученика.
В ЦППРК дошкольное образование по адаптированным программам получают 50 человек. В школе ведётся дистанционное обучение. В этом случае на дому у ребёнка и у учителя в школе имеются компьютеры, оборудованные необходимым программным обеспечением. Большей частью с ребятами занимаются по скайпу, также педагоги обучают своих учеников на дому.
Открыть доступ
После осенних каникул около крыльца ООСШ №2 появился внушительный пандус под крышей, как того требуют правила. И хотя на сегодня в школе нет детей, которым он требуется, пандус создаёт свободный доступ в здание тем людям, которые имеют ограничения в движении. Строительство конструкций велось на федеральные средства и обошлось недешево – более 300 тысяч рублей. В здании ЦППРК проведён ремонт полов в зале адаптивной физкультуры. В дальнейших планах расширение дверных проемов в здании школы и реконструкция пола в музыкальном зале и в коридоре первого этажа здания ЦППРК.
Кроме создания «безбарьерной среды» для детей с инвалидностью, инклюзивное образование подразумевает обеспечение «индивидуального маршрута» и в, отдельных случаях, тьюторского сопровождения. Тьютор – это особая педагогическая должность, которая обеспечивает разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ и сопровождает процесс образования ребёнка. Также для детей со спец. потребностями нередко необходимы «особые» специалисты, например, сурдопедагог, тифлопедагог. Таких специалистов в нашем районе пока нет, но коллектив Ресурсного центра постоянно ищет все новые подходы и методы в своей работе.
Инклюзивное образование не исключает существование коррекционных специализированных школ, т.к. именно там созданы специальные условия и имеются необходимые специалисты. Родители должны иметь право выбора между специализированным учреждением и общеобразовательным.
Главное в инклюзивном образовании изменить само отношение общества к «особым» детям. Если инклюзивное образование будет введено с самого маленького возраста, то дети, обучающиеся вместе, научатся терпимо, с пониманием относиться к сверстникам, которые имеют особенности в развитии, что приведет к созданию инклюзивного общества. Это самая главная цель общество для всех и каждого, в котором люди с особенностями могут реализовать свои права и возможности и чувствовать себя комфортно.
Ольга Бовыкина