архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Образование Клуб Учитель года на Устье

Клуб Учитель года на Устье

Клуб Учитель года на Устье

Летний методический лагерь «Учитель года» открывал секреты школьной страны в Устьянах с 23 по 25 июня. На этот раз возможность пообщаться с лучшими учителями области разных лет предоставилась и 8 молодым педагогам.

Деловые и интеллектуальные игры, активные перемены, тренинги, интерактивное кафе, музыкально­литературные композиции, учебные занятия в школе одаренных детей в структурном подразделении МБОУ «Устьянская СОШ» ­ все это вместе с вопросами профессиональной работы в школах на основе контракта УИТ и группы компаний «УЛК» наполнили дни такой содержательностью, что, как говорили участники лагеря, «градус постоянно зашкаливал».

Разрядку деловому ритму учителей дала экскурсия на СОК «Малиновка» и отдых на природе в Малодорах.

Но и в этом напряженном ритме работы лагеря педагоги нашли время, чтобы пообщаться с журналистами. Что же сегодня особенно тревожит педагогов?

Мой собеседник Александр Изентеевич Рай, учитель физики из Архангельска, школа №22.

- Скажите, кто сегодня побеждает в вечном споре физиков и лириков? ­

- Знаете, жизнь стала настолько жестче с начала этого спора, что, безусловно, побеждают лирики. Людям хочется больше доброго, чуткого, светлого. Даже на уроках дети иногда просят спеть, и я делаю музыкальную паузу. Искусство – великая сила и все сложнее с ним конкурировать. ­

Как, на Ваш взгляд, восстановить массовый интерес к науке и технике детей и какие условия нужны для профоринтационной работы, чтобы выбор профессии инженера был осознанным?

- Вопрос сложный, ведь одному педагогу здесь повлиять сложно. Вопрос в системе. Президент говорит правильные вещи, но к сожалению, в образовании столько не доведенных до конца вопросов, столько ненужных бумаг, закрывающих дорогу непосредственно к школьнику! Мы утонули в бумагах, в то время как надо работать с ребятами, много, ежедневно.

Скажу так, потенциал у нас есть. В этом году у меня в 11 классе физику ребята сдали с хорошими результатами. Вопрос в другом: куда им идти? Нет вектора, показывающего направление их востребованности, достойной работы и зарплаты. В бизнес идет тот, кто себя проявил, но не всем это дано. Хотя, еще повторюсь, недостатка в талантливых ребятах нет.

Тут вторая проблема еще острее: кто будет в области учить физике и математике? Пединститута нет, его плавно растворили в САФУ, а сейчас обрубаются последние отростки. А ведь большинство педагогов у нас в возрасте, и преемственности нет. Подчеркиваю, особенно это касается точных наук и в городах, и в районах. ­

А у нас в районе есть «звездочки – физики»? ­

- Мне хорошо знакома Ирина Николаевна Матвейчук из ОСОШ №2. Рад за нее и ее учеников.

­ Среднее образование – это та сфера, которая подлежит преобразованию? ­

- Если говорить о направлении к точным наукам, то конечно, профильные классы создаются. Но нужна система взаимодействия с учебными заведениями. Школьников нужно знакомить с профессиями, требующими знаний в физике, математике, химии.

Нужно, чтобы школьники были зрителями и участниками на конкурсах и олимпиадах технического творчества и профмастерства. У вас такой опыт нарабатывается в УИТ, и это хорошо.

Нужна система стимулов, которые поощряют детей к активному изучению математики, исследовательской работе, техническому творчеству. Это часть большой работы по привлечению детей всех возрастов и перспективной интересной работе инженера. Если в такой связке будет работать школа – техникумы – вузы – бизнес, то легче будет убедить ребят в том, что учиться и работать надо в нашей области. ­

Вы сейчас кратко сформулировали программу, запущенную в Свердловской области, которая так и называется: «Уральская инженерная школа»? ­

- Да, если мы возьмемся вместе, у нас обязательно получится. Но хотелось бы к этому добавить вот что. Главное – все же человек. Я никогда не стремился к накачиванию знаниями только по своему предмету. Это должен быть человек гармоничный, умеющий смеяться, шутить, хорошо развитый физически, правильно реагирующий на искусство. Если у моих ребят замечаю даже легкие червоточинки зазнайства, пренебрежения к другим, стараюсь не упустить момент. Подключаю и родителей, хотя с ними сейчас тоже сложно работать. Почему­то всем все сейчас должны. Но чтобы это было правильно и закономерно, сам школьник должен быть ответственным. Ведь успешный человек – это гармоничный человек, но над этим надо работать.

И здесь необходима очень большая конкретная работа с учениками. Я считаю, что оценивать работу учителя надо не по качеству оформленных бумаг, а по работе с классом, с родителями. Вот тогда и результат будет радовать всех. ­

Вы очень правильно сказали об ответственности, умении работать… ­

- Вспомните раньше трудовые десанты, первые зарплаты ребят. Знаете, что радовало? Как они планировали потратить эти деньги на покупку подарков родителям, сестренкам. А теперь уроки труда? Разве так надо учить работать?

Как потом они привыкнут к порядку и дисциплине на предприятии, если не видят работу, пусть в малом, с детства? Воспитание в труде ­ самый лучший способ адаптации в жизни. ­

Ваши впечатления от Устьян? ­

- Здесь живут хорошие люди, умеющие и работать, и отдыхать. Если развиваются, такие компании, как Группа компаний УЛК, которая помогает УИТ, то, думаю, эта связка даст хорошие результаты.

Продолжили разговор мы с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. Онеги Ольгой Александровной Баевой. Ольга Александровна стала обладателем премии «Достояние Севера» по итогам 2014 года. ­

Ольга Александровна, для Вас этот Год литературы, конечно, важен? ­

- А у нас каждый год литературный, но конечно, участвую в мероприятиях по проведению Года литературы в своем городе, мы уже многое из задуманного реализовали. В школе это идет посложнее. У ребят серьезные нагрузки, меняются интересы в сторону интернета, падает интерес к чтению. Но мы стараемся через интеллектуальные игры поддерживать интерес к слову, а интернет использую, чтобы привлечь внимание к хорошей книге. ­

Скажите, а для Вас было неожиданностью при проведении конкурса «Имя России» на TV, что А.С. Пушкин даже не вошел в тройку лидеров?

- Это было разочарованием, а для страны тревожным знаком… Рынок рынком, но ведь культуру нельзя вытеснять из бытия.

Председатель нашего школьного интеллектуального клуба всегда говорит: «Если не знаешь, что писать – пиши Пушкин».

Мне кажется, все­таки, этот конкурс был сделан искусственно, по крайней мере, так ситуация была бы более объяснима. Но в целом упала система ценностей. Помните пророчество Гоголя: «…Пушкин ­ есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет…» В этом высказывании у Гоголя зов и требование: таким должен быть русский человек! Но он не мог предвидеть всего развития событий. Посмотрите, что творится сейчас на Украине! Сегодня актуальны не идеалы; а существенно то, что выгодно. Вот поэтому и сложно сегодня преподавать литературу. ­

Вы хотя бы рады возвращению сочинения? ­

Здесь тоже не все так просто. Мы отучили за эти годы от него детей, придется искать новые пути к пробуждению у них интереса выражать свои мысли. Нужно, чтобы они не искали готовые ответы в интернете или в сборнике сочинений, а высказывали свое, пусть и спорное мнение.

Мне, учителю с 30­летним стажем, тоже непросто, надо все время искать новые методы, не стоять на месте. Мы начали с маленьких зарисовок. Например: «Зачем нужно писать стихи?» А «пятерку» я поставила ученику как раз за то, что он аргументировал свои доводы, почему не нужно писать стихи. Это его мнение, имеющее право жить. ­

Как, по Вашему мнению, почему всегда неудачны переводы Пушкина на другие языки? ­

О, Пушкин – очень русский парень. Лермонтов с его шотландскими корнями, Чехов, Достоевский более понятны европейскому читателю, а Пушкин ­ глубоко русский. Он непонятно прост и глубок одновременно, а когда это переводится, получается плоско. Нам он близок, а иностранцы этого еще долго не поймут. Оценить, перевести Пушкина так, чтобы он звучал как на русском, еще не сумел никто. ­

Почему Пушкина хочется читать вслух? ­

Потому что там заложена мелодика русской речи, его текст как бы всегда летит. Его слово устремлено к тебе, ко мне, оно звучащим рождается. Хотя я люблю читать с удовольствием вслух и Цветаеву, и Маяковского, но стих Пушкина просто всегда просится наружу. ­

Так какое же будущее у литературы в школе? ­

Совсем драматизировать ситуацию не стоит, литература у современных школьников не отодвинулась на задворки. Я себя ловлю на мысли, что нужно постоянно меняться самой, попробовать встать на их позицию.Поколения сменились, нужны новые формы преподавания литературы. Пыталась делать это через ролевые игры, соединять литературу с жизнью. Раньше ребята не очень принимали и понимали Достоевского, а сейчас с удовольствием его разбирают. Если раньше «темные аллеи» Бунина были читаемы, то сейчас интерес упал. Все меняется. А значит, нужно меняться и нам, преподавателям литературы, поднимать свой уровень, менять методики, одним словом, идти впереди и чувствовать время. ­

Наш замечательный русский философ Владимир Соловьев говорил: «Человек должен владеть тремя стилями речи: высоким – для обращения к Богу, средним – для общения с собеседниками и низким – для общения с самим собой…» ­

Сегодня с русским языком творятся страшные вещи. Безграмотность в интернете, замена понятных нам всем слов иностранными, классика в театре испорчена новыми подходами.

Поэтому, думаю, что со временем сочинение подкорректирует положение. Нужен как бы переходный период: ужесточить требования к грамотности и в изложении материала дать возможность «разгона».

Думаю, выправимся, хотя ситуация сложная, требующая совместной серьезной работы школы, семья, общества. Всем миром надо сохранять русский язык, подаренный великим Пушкиным.

Свои мнения о состоявшееся встрече высказали молодые педагоги, впервые участвующие в работе летнего лагеря: ­

- Ехала со страхом: там такие величины и кто я? Оказалась равной среди равных. И теперь я смелая и активная. ­

- Собиралась в какую­то неопределенность, а уезжаю с позитивом, уверенностью, зарядом энергии, кучей советов и идей, которые обязательно реализую. ­

- Сделала главный вывод: чтобы достичь того, что есть у этих опытных мудрых людей, надо пахать, пахать, пахать.

«Познакомила нас, подружила этим летом всех клубов семья», ­ пели участники встречи на прощание. «Спасибо Устьянам, команде Н.М. Кочмарика за прием, обязательно приедем еще раз на вашу теплую землю», ­ таков итог встречи.

Валентина Борисова

4 июля 2015

Комментарии (0)