архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Образование НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ЧЕМ ИХ СУТЬ?

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ЧЕМ ИХ СУТЬ?

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ЧЕМ ИХ СУТЬ?

- Ирина Николаевна, давайте для начала подведем итоги прошлого учебного года.

- На конец учебного года 2011-2012 в районе было 3 193 учеников, это меньше на 66 человек, чем год ранее. Успеваемость составила 99,2% - выше, чем за два последних года. По району качество знаний составляет 45,6% - показатель неплохой, да и по всем ступеням обучения цифры выше прошлогодних. Выросли средние баллы по русскому языку и математике: по русскому - 62,3 (областной показатель 62 балла), по математике - 44,9 (областной показатель - 42 балла). При этом на повторный курс обучения оставлено 15 человек (в прошлом году было их 22). По итогам ЕГЭ 6 выпускников получили так называемые справки об окончании школы: по двое учеников из Бестужевской и из Илезской средних школ, по одному - из Киземской и Ульяновской.

- Расскажите, в чем суть новых образовательных стандартов.

- Первая ступень образования в нашей стране - это дошкольное образование, и первые ростки активного познавательного интереса, самостоятельности и творчества закладываются в детстве. Приоритетной в дошкольном образовании является разнообразная деятельность (познавательная, исследовательская, трудовая, коммуникативная, игровая). В результате к шести - семи годам воспитанник детского сада должен быть подготовлен к учебе в школе.

Что такое новый школьный Стандарт? Во-первых, это общественный договор между школой и родителями, в котором полноправными участниками образовательного процесса становятся педагоги, родители и дети. Наряду с директором учреждения процессом образования управляет Совет школы, в который входит вместе с учителями, родителями и детьми представитель управления образования. Этот Совет может решать все вопросы, связанные с введением Стандарта в конкретной школе: какие предметы изучать, в каком объеме, как организовать внеурочную деятельность и др. Многое в реализации новых Стандартов будет зависеть от активной жизненной позиции родителей. Если определять Стандарт в методическом плане, то новый Стандарт - это деятельность. Для школьников - умение ставить учебные задачи, планировать работу, осваивать учебные действия, проводить самооценку, общаться в группе сверстников по решению учебных задач.

- В чем трудности и риски введения новых Стандартов?

- Прежде всего, консервативность системы образования: у Стандарта есть требования, в первую очередь, к кадровым условиям. К сожалению, нередко педагогический багаж учителей, особенно пенсионного возраста, по ряду параметров отстает от требований времени. К основным качествам современного учителя относятся, во-первых, вера в силы и возможности ученика, интерес к его внутреннему миру, готовность к принятию других позиций, других точек зрения. Педагоги должны понять, что согласно новым Стандартам ученик должен не просто овладеть предметными знаниями, а научиться жить в современном мире, уметь решать проблемы, планировать свою деятельность, решать поставленные задачи, зарабатывать деньги, постоянно учиться. Есть риск переусердствовать с введением новых Стандартов, а именно, завышать требования к уровню знаний, чрезмерно контролировать знания, заставлять посещать занятия внеурочной деятельности, которые не являются обязательными. Новый Стандарт учит с 1-го класса детей и родителей выбору, основанному на интересах ребёнка.

- Какие школы первыми начали осваивать новые Стандарты, и на чем основывался такой выбор?

- Первыми «пилотными» площадками по введению Стандарта начальной школы стали в 2010 году (на год раньше остальных) ОСОШ №1, Березницкая и Строевская средние школы. Прежде всего, это связано с разработкой основной образовательной программы начальной школы. В «пилотных» школах работали творческие команды по составлению образовательных программ (ведь у каждой школы она своя). Выезжали на консультации в Архангельск. А через год завучи «пилотных» школ Бурцева В.В., Беляевская Н.Н., Ожигина Г.В. стали экспертами образовательных программ других школ района. В декабре 2010 года утвердили Стандарт основной школы, и опять встал вопрос о «пилотных» площадках. На заседании муниципального государственно-общественного совета по развитию образования в ноябре 2011 года директора базовых школ Устьянской, Строевской, Киземской и информационно-ресурсного центра ОСОШ №2 дали согласие начать апробацию Стандарта в 5-х классах. Первым всегда трудно, но их разработки помогут другим школам района при переходе на новые стандарты в 5-х классах (плановый срок - 2015 год)

- Каковы результаты работы первых «пилотных» площадок?

- Результаты можно рассматривать в двух направлениях: для учителей и для учащихся. Для учителей - это обмен опытом. Педагоги «пилотных» площадок делятся опытом с учителями района: вопросы введения ФГОС мы рассматриваем на семинарах завучей. В Березницкой школе на семинаре по новым Стандартам присутствовал 21 завуч и 19 учителей начальных классов. Семинаром руководила методист Архангельского ИППК Балагина Е.В. На семинаре в ОСОШ №1 присутствовала заведующая отделом общего образования Министерства образования и науки Архангельской области Молчанова Е.В.. Наработанный опыт наши завучи и учителя Филимонова О.Г., Кузнецова М.П., Беляевская Н.Н., Бурцева В.В., Ожигина Г.В., Пеньевская И.И. представили на XI Ломоносовских чтениях в г. Архангельске.

Для учащихся - это приобретение практических жизненных навыков. Мы ведем районный мониторинг результатов освоения образовательной программы. Школьники делают предметные итоговые работы и комплексную работу, для выполнения которой ученики должны проявить свою самостоятельность, умение выполнить нестандартное задание, принять решение, сделать выводы. За эту работу не ставятся балльные оценки, она оценивается словесно: «выполнена на базовом уровне» или «выполнена на повышенном уровне».

- В новом начавшемся учебном году будут ли какие-то изменения в школьных программах, связанные с новыми Стандартами?

- У малышей существенных изменений не произошло. Учебный план 5-х классов по новым стандартам будет отличаться от прежнего: пятиклассники будут изучать географию, биологию, обществознание и основы духовно-нравственной культуры народов России. В режиме апробации совместно с издательским центром «Вентана-Граф» в 5-х классах Устьянской школы и ОСОШ №2 будет изучаться предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебники для изучения нового курса предоставлены в район издательством бесплатно.

- Изменится ли в связи с этим работа учителей?

- Да, учителям, работающим по новым стандартам, необходимо овладеть технологией деятельностного метода. По этой технологии учитель организует школьников на деятельность через постановку проблемных ситуаций. Учебные задачи дети чаще всего будут ставить вместе с учителем, решать их в группах, а свою работу оценивать сами. На уроке обязателен учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся.

15 сентября 2012

Комментарии (0)