Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Поставить цель - полдела
Школа в традициях всех времен, у разных народов всегда была в центре внимания. Ее успешность, жизнеспособность во многом зависит от того, кто ею управляет. Главным человеком в системе школьной жизни является директор. Стабильно и успешно работающая ранее Дмитриевская средняя школа в настоящий момент переживает не лучшие времена.
Примерно год назад школу возглавил назначенный «сверху» директор. Обычно директором сельской школы становится лучший учитель, проявивший себя организаторскими способностями и личностными качествами, отмеченный коллегами. Но в сельской школе и с учителями проблема решается трудно. Не хватает «предметников», особо остро стоит проблема руководящих кадров.
С хорошими намерениями, новыми идеями пришла к руководству Дмитриевской средней школы Ольга Викторовна Васильченко. Цель замечательная – изменить качество работы школы к лучшему. Но человек для села она новый, потому встретили ее настороженно.
Сельский директор всегда работает под строгим контролем местных жителей, которые не спустят ему любой промах: устройство на работу своих родственников, друзей, незаслуженные награды или поблажки избранным из коллектива. Зато, если личность руководителя безукоризненна, он становится признанным советчиком в вопросах семейных и бытовых, образования и воспитания.
Таких примеров на Устьянской земле немало. Это уже ушедшие из жизни Надежда Ефимовна Конева, Нина Митрофановна Волова, Нина Александровна Шпынова, Георгий Андреевич Березин, легенда района – Алексей Павлович Березин, Михаил Алексеевич Ожигов и многие, многие другие, создавшие традиции, ставшие примером служения делу, детям, народу. Низкий им поклон.
Устьянская когорта директоров школ всегда мыслила по-государственному, каждого волновала судьба воспитанников, села, поселка. Они знали: будет жить школа – будет жить деревня. Школа во многом определяет жизнь села. Эту главную мысль устьянские директора передавали новой смене руководителей образовательных учреждений. И сегодня сельских директоров волнует судьба села. Главная задача директора – сохранить школу - это явление культурное, социальное, экономическое, а в ряде территорий – градообразующее. И у Дмитриевской школы такая же архиважная роль на сегодняшний день.
Ольга Викторовна Васильченко изучила состав детей, уровень благополучия семей. Выявила 8 неблагополучных семей, 5 семей (с ее слов) было взято под особый контроль. Этим семьям директор через районный отдел социальной защиты населения оказала материальную помощь.
Пришлось руководителю образовательного учреждения контролировать критическую ситуацию с отоплением школы в зимний период, решать проблемы с недостающими кадрами, текущими ремонтами всех зданий - как основного, так и структурных подразделений.
Вот только жителей села смутили методы решения хозяйственных проблем и педагогических кадров. Особенно кадров. Появились в школе люди с сомнительными биографиями, принятые на работу без санитарных книжек, имеющие вредные привычки. За решением хозяйственных вопросов была оставлена без внимания работа с педагогическим коллективом: учителя не видели директора по месяцу и более. Не было связи с родителями.
Отрыв школы от проблем села приносит разобщенность в жизнь поселения. Это как одна большая семья: преодолеть и выстоять можно, только помогая друг другу, сотрудничая между собой.
Когда Ольга Викторовна в благих целях поиска средств на текущий ремонт школы к новому учебному году, сдала, по мнению жителей, еще пригодный к работе трактор на металлолом, а на должность учителя иностранного языка пригласила очередного «интернетного» кандидата, терпение сельчан лопнуло. Они потребовали сход с участием председателя районного Собрания депутатов Т.П. Поповой, общественного представителя Губернатора Е.Г. Соболевой и начальника управления образования МО «Устьянский муниципальный район» А.А. Половникова. На сход пришло небывалое для Алферовской число жителей – 53 человека, полный зал Дома культуры.
Общая мысль и тревога населения: нашу школу планомерно разрушают и ведут к закрытию. Вопрос поставили ребром: ответьте, кто и зачем? Почему школу стали покидать ученики?
Внятных объяснений от директора не услышали. Между тем, две ученицы подали заявление на обучение в Устьянской средней школе. Это при том, что каждый ученик очень-очень нужен, чтобы сохранить свой статус средней общеобразовательной. Любая школа на селе дорожит своими учениками. Да и родители больше, чем в городе, заинтересованы в своем учебном заведении, не у каждого есть возможности возить ребенка за несколько километров.
Неприятных вопросов у жителей села, родителей к директору школы было достаточно. Главный – разве так может поступать директор? Приглашать на работу непроверенных, с сомнительной репутацией, людей, тем более педагогов, игнорировать коллектив педагогов, родителей? Разве таким должен быть директор сельской школы?
Портрет директора школы нарисовать несложно. Способный организатор, талантливый учитель – это безусловно. Психолог, умело выстраивающий взаимоотношения учителей и учеников – само собой разумеется. Время добавило - крепкий хозяйственник. Но и этого мало. Директор школы должен вести за собой коллектив, быть доступен любому работнику, уметь слышать и слушать, в трудные минуты искать не виновного, а причину сбоев и отклонений, отчуждения.
На сходе Ольге Викторовне было публично предложено изменить стиль управления и работы или добровольно уволиться. После схода населения состоялась встреча в педагогическом коллективе. Вопросы повторились. Ответы директора никого не успокоили. В том числе и приглашенных предствителей.
Можно поставить цель. Это полдела. Ольга Викторовна не смогла понять: один директор ничего сделать не сможет. Только в сотрудничестве, в совместной деятельности с учительским коллективом, детьми, родителями, общественностью, местной властью можно достичь заявленной цели. Нельзя пренебрегать устоями и традициями села.
В начале учебного года О.В. Васильченко уволена учредителями в лице управления образования МО «Устьянский муниципальный район» по ст. 278 п. 2 Трудового Кодекса РФ.
Елизавета Соболева