архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?

ТИХАЯ ШКОЛА

ТИХАЯ ШКОЛА

Минская начальная школа встречает вас по въезду в деревню Филинская. В самом старинном двухэтажном здании с пристройкой, окруженном прекрасной природой, тишина. И немудрено – здесь только три ученика и учитель.

История Минской школы насчитывает 136 лет. Изначально земская школа Минского прихода Спасской волости располагалась в собственном здании, имела две классные комнаты, 4 класса (отделения). При школе работала ученическая, учительская и бесплатная библиотека ­ читальня. Учеников в школе было около шести десятков. Школу посещали дети поселений Погост, Щедбино, Автономовская, Богачевская, Сокиринская, Скрябинская, Филинская, Хариловская, Березничевская, Лукьяновская.
В 40­е годы 20 века школу преобразовали в семилетнюю, при школе был открыт интернат, который существовал до 1981 года. В 1963 году организовали «восьмилетку», количество детей все росло, и в 1975 году их было уже 127.
Совхоз «Минский» оказывал неоценимую помощь в улучшении и совершенствовании материально­технической базы: были оснащены школьная столовая и мастерская, а в 1988 году возведена пристройка к школе из 6 классов, что позволило перейти на кабинетную систему.
Но затем началось резкое снижение количества учащихся в классах: в 2004 году в 9 классах было 25 школьников. Из­за малочисленности учащихся и нехватки педагогов было решено реорганизовать школу в начальную, сделав ее структурным подразделением МБОУ «Общеобразовательная Ульяновская средняя школа».
Сейчас здесь обучаются 2 первоклассника и одна второклассница. В детском саду, который теперь тоже находится в здании школы, 7 воспитанников.
В классе тихо: две девочки и мальчик с увлечением выполняют задания в тетрадях. Светловолосые, светлоглазые, в одинаковой школьной форме. Учитель Ирина Юрьевна Тонковская заканчивает урок раздачей «золотых» медалек ­ пятерок. ­
-Потом подсчитываем, кто сколько получил за неделю, ­ объясняет Ирина Юрьевна. ­ В прошлом году у меня была одна ученица, в позапрошлом два выпускника перешли в Ульяновскую школу. А на следующий год придет еще девочка, так что будет три класса. Продленки нет. Дети учатся с 9 и до 12.30. У нас тут практически индивидуальное обучение.
Ребятишки с любопытством рассматривают гостей, охотно отвечают на вопросы. Учиться нравится, 1 сентября был праздник, все пришли с букетами. Проводив учеников, Ирина Юрьевна ведет экскурсию по школе. На первом этаже основного здания сельская и школьные библиотеки. На второй этаж ведут 25 ступеней. «Все посчитано», ­ улыбается Ирина Юрьевна. Наверху раньше также были классы и кабинет директора. На учебных досках в классе висят забытые тряпки, на столах стопки старых книг… Здание хоть и стоит практически в запустении, еще крепкое, как будто время не властно над ним. Кажется, что просто все вышли, скоро вернутся, и школа оживет.
Ирина Юрьевна хорошо знает историю школы: ­
-Построена на средства церкви, ведал ею батюшка, преподавали закон Божий, пение. Для детей была ночлежка, их кормили. Учителям, жившим на втором этаже, мыли полы, топили баню ­ в общем, они были очень уважаемыми людьми. Во время войны здесь учились эвакуированные из Ленинграда. В каждом из семи классов собиралось до 40 человек. Второй этаж закрыли, когда школа стала начальной. Сейчас используется только один класс на первом этаже. Руководство Ульяновской школы оказывает нам хорошую методическую и материальную помощь. А все внеклассные мероприятия, праздники сама провожу.
Ирина Юрьевна родом из Архангельска. По окончании Каргопольского педучилища по распределению попала в Минскую школу в 1983 году. Хотела отработать и уехать. Но вышла замуж за местного, родила троих детей и, что называется, «пустила корни». ­
-Я уже на пенсии, внучка в первый класс в Архангельске пошла, ­ рассказывает Ирина Юрьевна. ­ Хотела в этом году уйти, да уговорили, осталась. Сказали, осиротеет без школы деревня. И так мне эти слова в душу запали. Теперь, получается, от меня зависит, будет ли у нас школа.
Школу в деревне, действительно, любят. Многие из бывших работников забегают на чай. Зимой по четвергам в учительской ведет прием представитель Ульяновской администрации. И на новогоднюю елку собираются здесь, и на другие праздники. Подготовка и репетиции проходят тут же, в помещении библиотеки. Дома культуры в Филинской нет. Получается, школа ­ это центр жизни в деревне.
В свободное время Ирина Тонковская любит читать, особенно русскую и советскую классику. Дети выросли, душу вкладывает в учеников: ­
-Я очень люблю детей. Помнится, все детство играла в школу, потому и профессию эту выбрала. Мне всегда русский язык нравился. Даже вела русский и литературу какой­то период в старших классах. Все хотела на факультет филологии поступить, получить высшее образование. Но не выучилась: трое детей, быт. Но это единственное сожаление по поводу работы, которое у меня есть.

БЫВШИХ ПЕДАГОГОВ НЕ БЫВАЕТ

В Минской школе работало множество замечательных педагогов. Например, Нина Павловна Попова, педагогический стаж которой 37 лет. Она была принята на работу учителем математики 15 августа 1944 года. За долголетний добросовестный труд награждена званием «Ветеран труда», а также почетными грамотами и медалями.
Нина Павловна с удовольствием вспоминает: ­ В педагогику я пришла случайно, мечты у меня такой не было. Родом я из Ростовской администрации. Во время войны отец ушел на фронт. А нас шестеро осталось у мамы, я вторая. Пришлось искать место учебы недалеко от дома. Выбрала Вельское педучилище, специальность «учитель начальных классов». У меня по математике всегда хорошие оценки были, вот меня и направили в Минскую семилетнюю школу учителем математики с 5 по 7 класс. В процессе работы еще в Вельском институте отучилась год, на курсы повышения квалификации ездила. Здесь я проработала до 1981 года, потом еще в детском саду три года. А когда преподаватель алгебры уходила в декретный отпуск, ее замещала.
Никогда не жалела, что выбрала эту профессию. На учеников не кричала, они меня любили. Вот даже сейчас при встрече радуемся друг другу. А школу жалко. Мимо хожу, все вспоминается…

 

 

Валерий Константинович Мартынов не только призвание нашел в Минской школе, но и свою судьбу. Даже на пенсии он не сидит сложа руки. Ухоженное хозяйство, небольшая избушечка, украшенная затейливой резьбой.
Извлекать из дерева кружево Валерий Константинович учил и своих воспитанников. В школьном образовании с 1964 года. Коренной устьяк, окончил после школы в г. Шенкурске годичные педагогические курсы. По направлению попал в Квазеньгу, год преподавал математику. А после службы в армии в 1968 году попал в Миню. Заочно окончил институт по специальности русский язык и литература. Преподавал эти предметы и математику. О том, почему выбрал профессию учителя, говорит пространно: ­
-Я даже не знаю, почему. Может, это пример тети, которая была учителем начальных классов и обучала меня. Резьбой стал увлекаться, когда в продаже появились электрические лобзики. Мне и предложили вести уроки труда. Учителей было всего восемь. Так что мне пришлось вести русский, литературу, математику, физику, черчение, рисование, труд и даже английский язык. Во время работы в школе часто ездил на курсы совершенствования. Однажды увидел, как дети занимаются геометрической резьбой, и решил преподавать ее на своих уроках труда. Получилось, мои ребята в конкурсах занимали первые места. Получил высшую категорию, стал по своей программе с детьми работать. Вышел на пенсию в 58 лет, когда школу стали прикрывать, а так бы еще поработал.
Именно в Минской школе Валерий Константинович встретил Анну Демьяновну Невзорову, учителя биологии. Создали семью, вырастили детей, так и живут в ставшей родной Филинской. За долголетний и добросовестный труд Валерий Константинович награжден знаком «Отличник народного просвещения», Анна Демьяновна ­ грамотой Министерства просвещения.
Учитель ­ это не только человек, обучающий наукам, но еще и носитель духовности и нравственного начала. Учителя выполняют особую гражданскую миссию ­ воспитание молодого поколения. Их знания и опыт, преемственность традиций и новаторство лежат в основе каждой школы. День учителя начали отмечать еще в Советском Союзе. В 1994 году ЮНЕСКО празднование Международного дня учителя назначила на 5 октября. И в России с 1994 года День учителя отмечается в этот день. Хочется пожелать всем учителям доброго здоровья, мира, благополучия, а также неустанного поиска истины и знания, взаимопонимания в коллективе и благодарных любознательных учеников.

Ольга Бовыкина

4 октября 2014

Комментарии (0)