Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Как жить будем?
С начала года не утихают споры вокруг реформы местного самоуправления. Совсем недавно депутаты районного Собрания и МО «Октябрьское» внесли в свои Уставы изменения, чтобы в соответствии с законом ввести должность «сити-менеджера». Модель управления сельскими территориями тогда оставили неизменной. Но в ближайшее время реформа может затронуть и все поселения без исключения.
Дело в том, что в областном правительстве в результате детального обсуждения были разработаны дополнения в законодательство, которые облечены в форму Концепции реформы местного самоуправления на 20152020 годы. Этот прогнозный план действий в июне (по прогнозам) вполне может обрести статус областного закона. Положения документа предусматривают радикальную реформу выборов глав, а также подтолкнут поселения к объединению, что повлечет, в том числе, изменение статуса органов МСУ «столичного» муниципального образования – «Октябрьское».
Вопервых, концепция предполагает понастоящему революционный порядок избрания глав поселений и района.
На самом низшем уровне – в сельском поселении – жители будут избирать на выборах депутатов. А вот на должность главы будет объявлен конкурс, и лучшую кандидатуру утвердят именно народные избранники. Победитель конкурса станет не только главой поселения и возглавит местную администрацию, но и займет пост председателя местного совета депутатов. Таким образом, этот чиновник соединит в одном лице представительную и исполнительную власть, одновременно став самым влиятельным человеком в поселении. Но и этим его возможности не ограничиваются. Он автоматически становится депутатом районного Собрания депутатов и участвует в избрании главы района! В перспективе такой «суперчиновник» будет главой администрации в поселении, одновременно руководя местными депутатами, плюс к этому работать на сессиях районного Собрания и участвовать в принятии решений, судьбоносных для всего района.
Для городского поселения, статусом которого у нас обладает только МО «Октябрьское», все останется попрежнему: депутаты избираются на прямых выборах жителями. После этого Совет депутатов будет выбирать главу из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса. Глава возглавит местную администрацию, но, в отличие от сельского поселения, не будет руководить работой депутатов. Таким образом, две должности – главы муниципального образования и председателя местного совета – совмещены не будут. Может ктото не знает, но такая модель уже закреплена в Уставе городского поселения в результате последних изменений и будет применяться на выборных процедурах уже осенью 2016 года.
Ну и, как уже было сказано, на уровне муниципального района никаких всеобщих выборов не планируется. Депутатами представительного органа «автоматом» становятся главы всех поселений плюс избранные депутаты местных советов, которым доверили этот высокий пост голосованием их коллеги. И в том и в другом случае выбирать районных депутатов будут местные депутаты без учета мнения населения.
На должность главы района также объявят конкурс, и лучшая кандидатура должна быть одобрена районными депутатами. Получается, согласно Концепции, в формировании районных органов власти жители участвовать не будут, а на всеобщих выборах предполагается избирать исключительно депутатов поселений.
Нетрудно сделать вывод, что реализация этих предложений в виде закона повлечет несомненное повышение статуса депутата. Они будут обладать реальной властью, особенно в плане назначения главы поселения и района. Ведь такой избранник из глубинки сможет быть одновременно и местным депутатом, и депутатом районного Собрания.
Также эти принципы помогут укрепить позиции районных органов власти. Дело в том, что для проведения конкурса на замещение должности главы поселения образуется комиссия, половину членов которой будет предлагать глава района. Естественно, он получит реальные рычаги влияния на выборные процессы в каждом поселении.
Вторым неизбежным выводом из данного документа следует уменьшение права обычных жителей участвовать в формировании органов местного самоуправления на своей территории. Согласно постулатам Концепции, у граждан останется лишь право выбирать местных депутатов и, таким образом, доверять им право избрания главы поселения.
Казалось бы, здесь можно поспорить и даже возмутиться. Но, глядя на статистику выборов предыдущих лет, понимаешь, что абсолютному большинству граждан просто не до выборов, потому что приходят на избирательные участки очень немногие. К примеру, год назад на выборы главы МО «Киземское» пришло немногим более 40 процентов избирателей, главу МО «Малодорское» избирали 34 процента людей, имеющих право голоса. Ну а последние выборы депутата в МО «Бестужевское» в мае этого года только подтвердили тезис, что люди не интересуются, кто и как ими управляет. Лишь 24 процента избирателей (50 человек) пришли на участки, а чтобы стать депутатом, победителю понадобилось набрать чуть более 30 голосов! Вот такие выборы. Поэтому неудивительно, что областной законодатель предлагает сделать уклон в сторону представительной власти и доверить формирование органов местного самоуправления депутатам на местах.
Еще один раздел Концепции посвящен объединению поселений. К слову сказать, в существующих условиях это объективно неизбежно. Все специалисты, работающие в сфере муниципального управления и особенно участвующие при распределении финансовых потоков, прекрасно понимают, что с существующими бюджетами малым муниципалитетам просто не выжить. Они не смогут даже выплатить зарплату главе и специалистам. Расходы бюджета, по сути, будут состоять только из строчки «содержание аппарата». Как исполнять полномочия при действующем законе? Только объединяться.
Если на областном уровне будет принят закон, стимулирующий объединение поселений, в ближайшее время мы можем стать свидетелями сокращения количества муниципалитетов. Уже сейчас высказываются предположения, что этот процесс захватит самые малодоходные поселения: «Череновское», «Плосское», «Орловское», «Синицкое», «Лихачевское» и некоторые другие. В идеале, на территории района может остаться в два раза меньше муниципальных образований. Естественно, возникает много вопросов: как выстраивать систему власти на присоединяемых территориях, как сокращать аппарат муниципальных служащих, как оказывать муниципальные услуги и др. На уровне района уже не один месяц идет работа по выстраиванию сценариев сокращения поселений, причем, наименее болезненных для населения.
И еще один момент, отраженный в Концепции, может повлиять на муниципальное образование «Октябрьское». В документе закрепляется принцип приоритета передачи исполнительной власти на уровень района при сохранении всех остальных атрибутов. Такая возможность предусмотрена 131м федеральным законом. Проще говоря, в МО «Октябрьское» предлагается оставить главу и Совет депутатов, но исключить администрацию. За все хозяйственные вопросы на территории поселения будет отвечать районная администрация, что позволит исключить постоянные конфликты и недоразумения. Надо сказать, что в такой идее действительно имеется здравое звено, так как граждане не знают, какой орган за что отвечает и зачастую обращаются не по адресу. Учитывая, что по закону администрация Октябрьского не подчиняется районной, это вызывает определенное напряжение в их деятельности.
Однако, следует признать, что такой шаг нужно просчитать с точки зрения максимальной эффективности и полезности для населения. Кстати, именно от него в конечном итоге зависит реализация этого предложения.
В целом, вот такие идеи «витают» в коридорах областного правительства. Постулаты Концепции будут приняты за основу при разработке областного закона, уточняющего систему органов МСУ Архангельской области. В скором времени он поступит в областное Собрание депутатов, после чего станет доступным для всеобщего обсуждения.
Приглашаем к нему всех жителей района. Свои предложения и замечания можно направлять депутатам областного Собрания депутатов.
Андрей Беляев