архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Самоуправление Не принуждали, но советовали

Не принуждали, но советовали

В понедельник 21 декабря состоялся последний в этом году Координационный совет представительных органов муниципальных образований Устьянского района.Несмотря на предпраздничное настроение, прошел он в довольно напряженной обстановке.

Дело в том, что главным предметом его обсуждения стала чрезвычайно болезненная тема – реализация на территории района требований Федерального закона № 136-ФЗ. Напомним, что этот акт кардинальным образом реформировал и без того постоянно меняющуюся сферу организации местного самоуправления. Главным его изменением стала передача полномочий по решению самых значимых вопросов местного значения из компетенции местных администраций сельских поселений в ведение районной администрации с 1 января 2016 года.

А это значит, что за тепло-, водоснабжение, водоотведение, ведение учета граждан, нуждающихся в жилье, и его предоставление таким гражданам, дорожную деятельность, организацию вывоза мусора, содержание кладбищ и многое другое будет отвечать муниципальный район. Все это повлечет передачу в его собственность муниципальных унитарных предприятий, котельных, теплосетей, коммунальной техники, всего муниципального жилфонда, списков граждан, нуждающихся в жилье, массива технической документации. Как следствие, районная администрация должна будет организовать управление жилищным фондом, взимание платежей за наем и осуществление ежемесячных платежей за капитальный ремонт, а также получит значительный массив сопутствующих обязательств и проблем.

Получение сведений, на какой стадии готовности находится район накануне контрольной даты и стало главной задачей проведения совета. Как оказалось, в настоящее время Устьянский район отвечает не всем требованиям, предъявляемым законодательством.

Если уставы и другие нормативные акты района и поселений практически полностью приведены в соответствие с законом, то в числе «отстающих» оказался вопрос разграничения муниципальной собственности между муниципальными образованиями.

В настоящий момент только 9 из 15 сельских поселений приняли на своем уровне решения о передаче в собственность района имущества, необходимого для исполнения передаваемых полномочий. Кто-то из глав вообще отказывается это делать, мотивируя тем, что на оформление объектов были потрачены немалые средства бюджета, и отдавать бесплатно это имущество попросту некорректно. Кроме того, не исключена возможность того, что под «шумок» поселения могут передать району имущество, которое им не особенно нужно или которое не списано, но существует только на бумаге, а после разграничения оно уже станет «головной болью» районной администрации. Учитывая, что инвентаризация объектов не проводится, вероятность такого сценария очень велика.

Но даже в таких условиях на уровне районного Собрания депутатов аналогичное решение о принятии имущества пока не принято ни по одному поселению, а значит, в новый год район вступает без имущества сельских поселений, что, безусловно, препятствует исполнению новых полномочий.

Ну, и конечно, самой главной проблемой является уменьшение бюджетов сельских поселений по сравнению с текущим годом. Лишаясь самых затратных полномочий, поселения значительно теряют в доходах по причине изменений бюджетного и налогового законодательства. Особенно пострадают малонаселенные муниципальные образования, которые практически не имеют стабильных источников доходов, а большую часть расходов бюджетов составляет содержание муниципальных служащих. Как следствие, все это приведет к невыплатам зарплаты, административной и уголовной ответственности должностных лиц либо сокращениям и увольнениям в местных администрациях.

Это понимают все главы поселений, а самые активные, как глава МО «Шагальское» Сергей Друганов, использовали площадку Совета для того, чтобы донести свою позицию до сведения органов местного самоуправления района.

Из уст многих заинтересованных людей была высказана мысль о том, что районная администрация должна по соглашениям передать относительно затратные полномочия (тепло-, водоснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом, обеспечение муниципальным жильем и другие) обратно на уровень сельских поселений с передачей соответствующих денежных средств. Это позволило бы поселениям более или менее сохранить штатную численность муниципальных служащих и оставаться на уровне минимальной бюджетной обеспеченности. В противном случае местные администрации просто не смогут исполнять оставшиеся полномочия из-за недопустимого превышения расходов по содержанию муниципальных служащих над собственными доходами.

Однако это приведет к гигантскому бумажному и электронному документообороту, напряженной работе финансистов и бухгалтеров, создаст возможности для ошибок и нарушений. И главой района было принято решение об исполнении полномочий сельских поселений самостоятельно, за исключением дорожной деятельности. Дмитрий Гайдуков аргументировал это решение тем, что главы намного лучше справятся с эффективным расходованием средств дорожного фонда на местах, чем районная администрация. Что касается отношений в сфере ЖКХ, то районная администрация отводит решение этих вопросов новому отраслевому органу – Управлению строительства и инфраструктуры, которое с 1 февраля приступит к исполнению нелегких обязанностей.

Однако реформе в структуре района мешают хроническая задолженность перед местными предприятиями за услуги тепло- и водоснабжения. Так, в своем эмоциональном выступлении директор МУП «Плосское» Виктор Кузнецов интересовался планами по погашению задолженности за коммунальные услуги, которая копится еще с апреля 2015 года. Несмотря на то, что, как и все остальные МУПы, предприятие должно перейти в собственность района, перспектив в решении этого вопроса пока не предвидится.

Впрочем, ни один район области пока не может похвалиться 100%-й готовностью к жизни в новых условиях и с новыми обязанностями. Как оказалось, в Вельском районе вопросы с долгами по коммуналке стоят еще острее, а размер задолженности – еще больше. Взявший слово глава МО «Пуйское» Андрей Пучинин констатировал, что такая ситуация складывается практически везде. При этом глава сельского поселения акцентировал внимание на том, что в Вельском районе предложена новая модель организации работа представительного органа района – формирование его состава из местных глав и депутатов поселений. По его мнению, это усилит роль муниципальных образований при принятии бюджета района и позволит эффективно отстаивать их интересы.

Однако по реакции присутствующих было видно, что идея пришлась не по душе. Несмотря на одобрение главы района Д. Гайдукова, некоторые участники Совета высказались против этого предложения, как бы идущего вразрез с негласным мнением собрания.

В итоге в резолюции Координационный совет рекомендовал главе района заключить соглашения о передаче основных полномочий по электро-, тепло-, газо-, водоснабжению, снабжению населения топливом с теми муниципальными образованиями, которые готовы исполнять их самостоятельно. Тем не менее, Совет не обладает властными полномочиями и не может принудить главу района или местную администрацию к принятию каких-либо решений.

Второй очень важный вопрос повестки дня Совета касался частных вопросов осуществления полномочий в сфере ЖКХ. Прибывший из Архангельска Максим Алешинцев – начальник отдела реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда министерства ТЭК и ЖКХ сообщил информацию об участии Устьянского района в программе по переселению граждан из аварийного жилья, а также о планах на ближайшую перспективу. Немалое удивление вызвала предварительная сумма, которая необходима для расселения всех аварийных домов – 1,7 миллиарда рублей. Причем из выступления специалиста было видно, что эта цифра вызвала некоторое замешательство даже в самом министерстве. Однако если район в итоге получит такие деньги и ликвидирует ветхое жилье, это можно будет только поприветствовать.

Заместитель руководителя государственной жилищной инспекции Тамара Лемешева привела неутешительную статистику по организации управления многоквартирными домами: несмотря на требования закона, вступившего в силу весной этого года, до сих пор 194 многоквартирных дома в районе остаются без управления. Устьяны в этом антирейтинге находятся на лидирующей позиции. Специалист видит причину этого в недостаточном участии в обсуждаемом процессе органов местного самоуправления, хотя многие главы не согласны и во всем винят нежелание управляющих компаний работать на их территориях. Как следствие, все конкурсы на право управления многоквартирными домами были признаны несостоявшимися из-за отсутствия участников. Ну а со следующего года, как констатировала Тамара Трофимовна, все эти обязанности лягут на плечи администрации муниципального района.

Большой интерес вызвало выступление Александра Бараева – генерального директора Фонда капремонта многоквартирных домов Архангельской области. Обозначив планы по ремонтам на следующий год (3 многоквартирных домов в пос. Октябрьский), чиновник приступил к ответам на самые разнообразные вопросы участников Совета. Следует признать, что выступление его было уверенным, а на вопросы он отвечал спокойно и аргументировано. Глав поселений интересовало, следует ли платить за капремонт в новых домах, как осуществлять ремонтные работы в населенном пункте, к которому нет подъездных дорог, кроме железной, что делать с собственниками, которые вовремя не оформили документы на право собственности и за которых платит муниципалитет, а также многое другое. Практически на все вопросы Александр Викторович дал убедительные ответы, попросив муниципалов оказать содействие Фонду в повышении собираемости взносов за капитальный ремонт с населения.

Если ничего не изменится в концепции осуществления местного самоуправления на территории района, полномочия в сфере ЖКХ (а в общей сложности почти 30 вопросов местного значения) перейдут с уровня поселений на муниципальный район. И первые результаты данной работы будут рассмотрены уже через месяц на Координационном совете представительных органов муниципальных образований Устьянского района, который пройдет в конце января.

Андрей Беляев

26 декабря 2015

Комментарии (0)