архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Самоуправление Жаркий декабрь 2015 года

Жаркий декабрь 2015 года

Да и как может быть иначе, ведь именно в декабре уходящего года рассматривается и принимается сессией депутатов районного Собрания бюджет - основной финансовый документ на будущий год. В течение всего месяца на заседаниях комиссий, рабочих группах, фракциях районные депутаты обсуждали проект бюджета 2016 года: разбирались, спорили, уточняли.

Жаль, что областные депутаты не приняли участия в этой работе, хотя их поддержка и инициатива внесения поправок в областные законы крайне необходима.

Проект бюджета был опубликован в муниципальном вестнике «Устьяны» и прошел публичные слушания.

Несомненно, декабрь всегда был и остается жарким и для Глав муниципальных образований, и для финансового управления: расчеты, прогнозы, методики, согласования. Стабильный коллектив, грамотные опытные специалисты. Но декабрь 2015 года по накалу ситуации все-таки был особенным. Как неоднократно на встречах отмечала руководитель районного финансового органа С.В. Асамбаева, многие решения им приходилось принимать самостоятельно, никаких конкретных предложений по оптимизации расходов в течение года ни со стороны власти, ни со стороны поселений не поступило. Хотя Главы муниципальных образований района говорят об обратном, возможно, до финансового управления информацию просто не довели. При обсуждении вопросов реформы местного самоуправления мало кто слышал профильного заместителя главы района, курирующего данное направление деятельности. Он и должен бы обеспечить практическое сопровождение планируемых преобразований, просчитать возможные риски, координировать взаимодействие глав поселений с отделами, управлениями районной администрации.

И когда на координационном Совете 21 декабря депутаты услышали мнение глав муниципальных образований района, руководителей предприятий об имеющейся задолженности в жилищно-коммунальной сфере, а на вопрос руководителя МУП из МО «Плосское» В.А. Кузнецова: «Почему работники районной администрации получают заработную плату, а работники его предприятия вот уже с апреля – нет?» не последовало четкого ответа, назревало одно решение - не принимать бюджет 2016 года.

Но, обо всем по порядку.

Заключительная сессия Собрания депутатов Устьянского района состоялась 25 декабря. На ней помимо бюджета 2016 года, рассматривались и другие, не менее важные вопросы.

Так, внесены изменения в Порядок формирования и использования дорожного фонда, в бюджет 2015 года, в Положение о бюджетном процессе, в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2015-2016 г.г.

Утверждены: Положение об управлении образования с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством; график проведения очередных сессий районного Собрания депутатов на 2016 год; стоимость ритуальных услуг, возмещаемых за счет Пенсионного Фонда РФ. Принято решение о передаче части полномочий Устьянского района муниципальным образованиям (дорожная деятельность). Большинством голосов утверждена единая по всему району плата за найм жилого помещения: по неблагоустроенному жилью в размере 3,64 руб/м2 в месяц; в частично благоустроенном – 5,25руб./м2; полное благоустройство – 9,50 руб./м2.

Вопрос о передаче объектов собственности 9 муниципальных образований в собственность района с небольшими поправками и уточнениями принят единогласно. В утвержденный план работы Собрания депутатов на 2016 год включено рассмотрение таких важных тем, как «Реформа местного самоуправления в Устьянском районе», «Культура», «Образование», «Туризм», «Сельское хозяйство», «Транспорт», «Строительство» и многое другое.

Но, вернемся к бюджету 2016 года. Буквально несколько цифр для сведения (более подробно можно ознакомиться в муниципальном вестнике «Устьяны» №8 от 07.12.15г.).

Районный бюджет 2016 года в соответствии с бюджетным кодексом РФ сформирован в «программном формате». Основные параметры, определяющие доходный потенциал бюджета на планируемый период: объем фонда оплаты труда по полному кругу предприятий (организаций); изменения в налогообложении подакцизных товаров и распределение сумм акцизов между уровнями бюджетной системы; изменения в порядке исчисления и распределения платежей за негативное воздействие на окружающую среду; изменения в разграничении нормативов отчислений налоговых доходов в местные бюджеты в связи с реализацией 136-ФЗ и изменениями в бюджетном кодексе РФ; другие федеральные и областные законодательные акты.

Доходная часть бюджета МО «Устьянский муниципальный район» на 2016 год сформирована в объеме 862 982 986 руб. (2014 г – 817 776 645 руб., 2015 - 791 897 658 руб.), включая собственные доходы 174 720 256 руб. (2014 г. – 126 190 745 руб., 2015 г. -126 062 758 руб.). Поступления из других уровней бюджетов 688 252 700 руб. (2014 г. – 691 585 900 руб., 2015 г. - 665 834 900 руб.)

Безвозмездные поступления – межбюджетные трансферты из других уровней бюджета: дотации – 7,9 % (2015г. - 7,7%), субсидии – 22,4% (2015г. - 21,3 %), субвенции – 69,6 % (2015г. - 70,9%), прочие – 0,04% (2015г. – 0,03%).

Как видим, определенная стабильность имеет место быть, резких скачков и перепадов в объемах финансирования не наблюдается.

Расходная часть бюджета определена в сумме 865 822 348 руб. Предельный размер дефицита бюджета запланирован в сумме 2 849 392 руб. (2015г. – 566 900 руб.)

Основные направления расходов: заработная плата; социальные выплаты; расходы на оплату налогов с ростом к уровню прошлого года в 2 раза (налог на имущество, транспортный налог, экология, земля); коммунальные услуги, электроэнергия (с ростом к уровню прошлого года на 70,3 %); подвоз школьников (рост на 5%); полное или частичное финансирование муниципальных целевых программ.

Структура расходов в разрезе разделов: образование – 75,6% (2015г. - 76,2% от общих расходов), культура – 8,5 % (2015 г.- 5,6%, рост связан с реорганизацией сферы культуры в части передачи функций), физкультура и спорт – 0,6 % (2015г. - 0,7%), социальная политика – 1,6 % (2015г. - 2,8%, что связано с уменьшением субсидии на компенсацию родительской платы за присмотр и уход за ребенком), обслуживание государственного и муниципального долга – 0,4 % (2015 г. - 0,1%, рост в связи с увеличением объема привлеченного коммерческого займа в размере 27 600 000 руб., тогда как в 2015 г. – 14 300 000 руб., рост ставки по обслуживанию кредита в 2016 г.- 13,83%, в 2015 г.- ставка 11,5%), межбюджетные трансферты – 2,7% (2015г. - 6,5%, снижение в связи с передачей части полномочий с поселенческого на районный уровень) и др.

Так с чем же были категорически не согласны районные депутаты и что вызвало бурю эмоций во время обсуждения бюджета 2106 года?

Прежде всего, долги по ЖКХ. Депутаты информированы о том, что имеется задолженность, но чтобы с апреля людям не платили зарплату - это уж слишком! Основные должники – учреждения бюджетной сферы. Возможно, есть доля вины руководителей предприятий хозяйствующих субъектов и глав поселений, есть и объективные причины – два года не индексировались тарифы на коммунальные услуги, рост инфляции. И все же, почему слабо контролировалась ситуация со стороны районной власти и не предпринимались кардинальные меры для ее разрешения? Долги по коммунальным платежам за 2015 год не только не сократились, но, как снежный ком, еще и возросли («кредиторка» на 01.01.2015 – 14 656 985 руб., на 01.12.2015 – 21 332 805 руб.). Из-за наличия кредиторской задолженности МО «Шангальское» и МО «Октябрьское» не выданы паспорта и акты готовности к отопительному сезону.

- Что же получается, - отмечает депутат О.В. Мемнонова. – Предприятия ЖКХ не имеют лицензий, а счета за услуги выставляют, оплату берут?!

Е.Г. Соболева, ровно год назад направив главе района депутатский запрос относительно задолженности перед УТК, вновь обратилась с вопросом: «Сделан ли анализ экономической ситуации по МУП района: кому и сколько должны? Какой процент – оплата труда? В какой территории проблема с топливом? Почему долг перед УТК не только не погашен, но и вырос в два раза - с 4 до 8 млн. рублей?»

- Не может не волновать и обстановка в МО «Киземское», - доложил С.Е. Илатовский. - Зарплаты нет, дров нет, люди бегут…

В.В. Капустин: «Дмитрий Петрович, какой Вы видите выход из сложившейся ситуации? Почему в течение двух лет ничего не было предпринято для погашения долгов по ЖКХ? Вы хоть один раз вышли на сессию с конкретными предложениями? Да, в бюджете просчитано, но этого же недостаточно!»

- Как будем гасить кредиторскую задолженность, если в лимиты бюджета 2016 года заложены долги только за 2015? Опять будем наращивать кредиторскую задолженность, но уже по текущим платежам? - звучал закономерный вопрос от депутата С.И. Жаворонкова. - Где средства на медицинские осмотры, ГСМ, штрафы? Так же нельзя работать, это же – антинародно!

Готовность исполнять полномочия в сфере ЖКХ настолько вызывает сомнение, что депутаты согласились с высказыванием Главы МО «Шангальское» С.И. Другановым:

- У районной власти весь год одна дедукция (совещания, заседания, «взять курс»), а уже давно должна быть продукция, поскольку не за горами 1 января 2016 года. Району, а не главам поселений отвечать за тепло и уют в домах, расчистку дорог, уличное освещение.

Буквально накануне сессии посыпались в адрес депутатского корпуса тревожные письма от муниципальных образований «Шангальское», «Киземское», «Ростовско-Минское», «Орловское». Главы администраций обращали внимание на то, что в бюджете 2016 года в разделе «расходы вопросов местного значения» не предусмотрено средств на выполнение таких полномочий, как капитальный ремонт многоквартирных домов блокированной застройки; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; предоставление помещения участковому и др., а существующий кассовый разрыв не позволит своевременно выплачивать заработную плату. И в целом, по мнению глав поселений, бюджет 2016 года существенно ухудшает исполнение полномочий и затрудняет функционирование сельских муниципальных образований. МО «Бестужевское» очень беспокоит сокращение сотрудников администрации, предстоит увольнение специалистов-управленцев, новых не вырастили, а ворох документов становится все больше и больше: «С чемоданом бумаг едем в район и обратно - та же история». Как же во всем этом разобраться?

Светлана Вячеславовна Асамбаева согласилась с тем, что проблемы существуют, и выразила готовность, в случае необходимости, оказать всяческое содействие. Так, например, специалисты финансового управления готовы помочь в составлении штатного расписания без сокращения численности и даже вести бухучет сельских администраций. В качестве выхода из сложившейся ситуации по кассовому разрыву предложила использовать остатки на счетах, которые имеются у некоторых администраций, а также направить ходатайство в Министерство финансов Архангельской области о переносе дотаций на бюджетную обеспеченность поселений опережающим периодом.

Молодцы главы муниципальных образований, которые сумели просчитать возможные риски и неповоротливость системы, заранее продумали, создали запас прочности на расчетных счетах администраций и обеспечили себя финансовыми ресурсами на начало года – вот что значит опыт и смекалка! Но, к сожалению, есть и те, кто, понимая всю полноту ответственности и отсутствие поддержки, ушли в отставку: Строевское, Березник, Малодоры, Дмитриево. Налицо не экономический кризис, а кризис управления и, возможно, не только в нашем районе. Вот так постепенно исчезает местное самоуправление.

Главе района и в Собрание депутатов уже поступили ходатайства о передаче обратно в поселение части полномочий по решению вопросов местного значения с обязательным их финансированием. Д.П. Гайдуков предложил поддержать ходатайства и более детально обсудить вопрос ЖКХ в начале нового года: «Соглашения подпишем, слово «управлять» - не значит «топить», мы должны организовать систему».

Так кто же против, только в декабре надо уже использовать глагол, как минимум, в настоящем времени, а еще лучше – в прошедшем времени: «Мы организовали систему и работать она будет так…».

Согласны, «не надо держаться за старое», только где оно, новое? И как результат - сегодня уличного освещения в Шангалах нет…

В итоге обсуждения, «против» принятия бюджета 2016 года – 10 человек, «воздержались» - 5. С первой попытки вопрос не прошел.

После перерыва вновь решили вернуться к бюджету уже с внесенными депутатами поправками. А именно, часть сумм со статей «информационное и программное обеспечение», «оплата услуг связи», «оценка муниципального имущества», «безопасное обращение с отходами», «гражданская оборона и чрезвычайные ситуации», «долги по Чемпионату», «массовый спорт», «ремонт лестницы в ДШИ», «расходы по сокращению» перенаправить на погашение задолженности по коммунальным платежам, а также зарезервировать 1 млн.рублей в фонде главы и более 3 млн.рублей на финансовом органе для обеспечения муниципальных образований денежными ресурсами в случае передачи им полномочий обратно из района.

В результате жарких споров бюджет 2016 года принят единогласно, поскольку депутаты понимают - не принять его было нельзя: учреждения социальной сферы должны работать, а жители района - жить в тепле и уюте!

Л.В. Буторина, депутат районного Собрания депутатов.

16 января 2016

Комментарии (0)