Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Душа села
К 60-летию Дмитриевской школы
Валентина Алексеевна Ипатова закончила в Емецке педагогический техникум и поступила в Архангельский пединститут. Шла война. Город часто бомбили. Девушки – студентки дежурили на крышах, тушили зажигалки. Кое-где уже полыхали пожары. Особенно сильно немецкие самолеты бомбили пионерский сад, где в палатках расположилась большая военная часть. А в здании АВЛТИ находился госпиталь. Валентина была известной певуньей в группе, отлично играла на гитаре, поэтому частенько с подругами наведывалась к раненым, пела им песни. И девушек там ждали с нетерпением. Особенно, как рассказывала мне Валентина Алексеевна, солдаты любили песни: «Иди, любимый мой, родной. Суровый день принес разлуку – враг бешеный напал войной…», и «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк? Гармонь твоя стонет и плачет…»
В районы Архангельской области очень требовались учителя. В августе 1944 года Валентина решила ехать в Черевковский район. Ей предстояло добираться до Черевково на пароходе. Весь путь девушка играла на гитаре, пела, не давая грустить пассажирам. В райцентре в отделе образования как раз шла конференция перед новым учебным годом. На совещании были учителя и из Дмитриевской школы. Преподаватели понравились Валентине, и она дала согласие ехать на Устью, в Дмитриево. По только что построенной железной дороге добрались до Киземы. В ту пору это была маленькая станция на 3-4 дома у вокзальчика. Валентину Алексеевну уже поджидала лошадь с возчиком. Дорога шла по лесной лежневке. Пока ехали – всю ее растрясло. Первое впечатление от нашей деревни было жуткое: покосившиеся избы, темно. Единственным источником света была лучина, лампы – у единиц. Не было радио, жители в лаптях. Ей, городской девушке, просто стало страшно, такого она не видела нигде. Деревенские ходили с опухшими от голода животами и ногами. Больничка была переполнена. Молодая учительница долго не могла опомниться, привыкнуть к такому быту.
Школа в то время располагалась в Дмитриевской – Николаевской церкви. В ней не хватало места для классов, поэтому учились и в куполе. Подниматься туда было трудно, надо пройти три лестницы вверх, а они - очень крутые. В классах пыльно и душно, так как окна не открывались. Бывало, рушилась с потолка штукатурка. Но особенно удручали девушку стаи крыс, которые постоянно сновали по коридорам церкви. Дети были одеты плохо, дрожали от холода. Они приходили в школу пешком за 7 км из дальних деревень Мехреньга, Кырканда. Ученикам не хватало чернил, писали соком из свеклы на старых книгах между строчек. И планы Валентина Алексеевна тоже писала на ветхих книгах. Но дети были любознательными, учились с большой охотой. После школы они еще долго оставались в школе, потому что учительница рассказывала много интересного, увлекательного. Длинноволосых и лохматых ребят она сама подстригала. Она во всем была мастерица: и учить, и петь, и шить. В школе было много переростков, а некоторые ученики были старше Валентины Алексеевны на год-полтора. Девушка приехала преподавать историю и конституцию. «Но школа переделала меня, пришлось учить и географии, и пению, и физкультуре», - много лет назад мне рассказывала Валентина Алексеевна.
Вменяли в обязанность учителям и школьникам занятия общественно полезным трудом. С содроганием Валентина Алексеевна вспоминала, как приходилось со своим классом зимой, в стужу, в резиновых сапогах носить воду на Дмитриевский телятник, поить, чистить скотину, а к девяти часам бежать в школу. Осенью заставляли собирать колоски в поле. Порой детей было больше, чем колосков. Помогали колхозу убирать лен, картошку. Садили кукурузу, но она так и не вырастала. Зато с удовольствием учителя Дмитриевской школы ходили на воскресники заготовлять дрова.
Чтобы не было скучно в деревне, певунья полностью окунулась в художественную самодеятельность. Вела драматический, хоровой кружки. С концертами ездили по всем колхозам и лесопунктам. Валентину Алексеевну знали все председатели, начальники лесопунктов. Нередко с почтальонами они присылали посылочки то с мукой, то с яйцами. Энтузиасты ставили «Женитьбу» Гоголя, «Цыганы» Пушкина. В гоголевской пьесе Валентина играла невесту. Платье учительница сама себе сшила из марли, которой ушло 30 метров. Роль жениха исполнял муж Петр Николаевич, а сваху играла учитель русского языка и литературы Антонина Анатольевна Ипатова. С этим спектаклем дмитриевская делегация ездила выступать в Черевково, где заняла I место. Выступали не только в своей деревне, но и в отдаленных. До Лихачево 12 км шли на лыжах, в Кырканду и Березник – пешком. Везде деревенских артистов встречали доброжелательно, угощали, кто чем мог.
Валентина Алексеевна рассказывала мне такой случай. В лесопункте Линяки (сейчас его нет, а был он на 40-м км вверх по реке Мехреньга и стояло в нем больше ста домов) объявили концерт художественной самодеятельности учителей Дмитриевской школы. Валентина выехала с парторгом на лошади, а дело было зимой, прихватив все костюмы, гитару. Остальные участники должны были прибыть на других лошадях после уроков. Но поднялась метель, и они не попали в лесопункт. Так девушка оказалась единственной артисткой с многочисленными костюмами. А зрителей в клубе набился уже полный зал, да еще и на улице остались. Что делать? Подговорила медичку выступать вместе с ней, на ходу рассказала роль в пьесе, да одного парня еще подучила, и рискнула открыть занавес. Все получилось! Долго не смолкали аплодисменты. Потом Валентина устроила русскую пляску, почти два часа пела частушки и песни. А на обратном пути парторг уговорил ее выступить и в Мехреньге. Это был 1953 год. Валентине Алексеевне – 27 лет и четверо детей, муж Петр Николаевич, который очень помогал со всем управляться.
Валентина Алексеевна и Петр Николаевич были очень красивой, гармоничной парой. Они воспитали пятерых детей, четверо из которых закончили АЛТИ, а дочь Людмила Петровна Шестакова много лет преподавала русский язык и литературу в ООСШ №1.
Более 50 лет Валентина Алексеевна Ипатова проработала в Дмитриевской средней школе. До сих пор у меня перед глазами стоит образ очень красивой женщины, смотрящей с доброй улыбкой. Она никогда не отчаивалась и не обижалась на жизнь, хотя рано умер муж и трагически погиб сын.
Валентина Алексеевна была душой школы, душой села.
В музее нашей библиотеки есть старый экспонат, около которого стоит фотография учительницы. Это большой ламповый радиоприемник «Родина» 1953 года, первый в Дмитриево, который подарила нам Валентина Алексеевна. В ее дом приходило полдеревни жителей, чтобы послушать и посмотреть это чудо.
Умерла Валентина Алексеевна в 2005 году и похоронена в п. Октябрьский. Но остался в нашем селе ее дом и кедр, который она посадила 49 лет назад, и память об этой чудесной женщине. Она была учительницей строгой, Но с песней преображалася она. Цыганочка с гитарою-подругой Старалась сделать краше жизнь села.
Т. Илясова, с. Дмитриево