Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Эти встречи, как поиск живой воды
«Менестрельная (бардовская) песня
Это не музыкальное явление –
Это музыка со словом.
Слово здесь главенствует.
Ради слова песня и пишется».
Михаил Анчаров
Так считал первый бард в нашей стране Михаил Анчаров, и в правоте его мнения, думаю, не усомнился ни один зритель и участник фестиваля «Киземские струны», который прошел уже в десятый раз.
По иронии судьбы погода в эти дни соответствовала строчкам Ю. Визбора «В то лето шли дожди, и было очень сыро, в то лето впереди лишь осень нам светила…» Но и она не помешала участникам встречи, не нарушая традиции, провести митинг у школы, возложить цветы - это поручили одному из самых юных участников фестиваля, интересному человечку из Архангельска Гоше Фролову.
География участников встречи и на этот раз была обширной: Карелия, Череповец, Северодвинск, Москва, Сыктывкар, Архангельск, Коряжма, Котлас. Среди них уже и признанные мэтры, и люди, которые впервые решились заявить о себе, найти единомышленников и просто людей, влюбленных в бардовскую песню. И для тех, и для других на этой встрече, проходящей в 80-летний юбилей Юрия Визбора, был во многом открытием авторский проект «Биография» Ирины Алексеевой из г. Москвы о судьбе Юрия Визбора и его жены Ады Якушевой…
К сожалению, на этой части программы мне не удалось побывать, но как «романтик 80-х» многое читала о них в рассказах А. Городницкого, самой Ады Якушевой, Юлия Кима, Леонида Жуховицкого, Дмитрия Сухарева. В 80-е годы они постоянно были собеседниками любимых журналов «Студенческий меридиан», «Смена», «Аврора», «Юность».
Турпоходы по стране сталкивали меня с множеством удивительно красивых и талантливых людей, и не важно, кто они были по профессии: «технари» или «профессора-гуманитарии», они несли дыхание вольного времени, где в сопровождении гитары звучало Слово.
И все смешивалось на этих встречах: начинали петь слушатели, невзирая на свои вокальные данные, и песня становилась средством общения людей… Так я открыла для себя Ю. Визбора, Б. Окуджаву, А. Галича, В. Высоцкого, Н. Матвееву, М. Анчарова, Ю. Кима... Это было удивительное время!
Вот и в этот раз на фестивале я попала в свою среду, которую можно бы определить одной строчкой Ады Якушевой: «Слушай! На время время забудь».
Кстати, именно эта строчка стихов, как утверждает еще один представитель бардовской песни Вадим Егоров, и подтолкнула его к написанию своих песен. Как знать, может, на следующий год и он появится у нас в гостях, ведь его жена Веста Солянина увезла с собой самые добрые впечатления от встречи в Киземе.
Но вернемся к Ю. Визбору и А. Якушевой.
Союз этих творческих людей был далеко не безоблачен, хотя они любили друг друга.
«Ты - мое дыхание, утро мое ты раннее,
Ты и солнце жизни, и дожди…
Ты - моя мелодия, ты - вроде ты, и вроде я», писала Ада, и тут же:
«В те годы он любил довольно многих. И многие гордились им…»
Конечно, в конце пятидесятых по всей стране звучали песни Визбора, его популярность была фантастической. Их комната в коммунальной квартире на Неглинной улице всегда была полна народу: яростно кипели дискуссии, беспрерывно звучала гитара, собирались друзья и знакомые - это был один из песенных центров столицы.
Юрий Визбор - человек многогранный: спортсмен, журналист, литератор, художник, умелый собеседник и слушатель. Но, самое главное, что отличали в нем все, - это творческая щедрость и нечастая способность искренне радоваться удачам друзей по песням. Он «вывел в люди» теперь всем известного Геннадия Шпаликова, Юлия Кима и многих других.
А когда он участвовал в концертах на Грушинском фестивале, то аплодисменты стотысячной аудитории были, как ураган рукоплесканий. Его популярность в те годы была просто ошеломляющей.
Ада Якушева училась в Московском педагогическом институте курсом позже, чем Визбор, но и на их курсе было много одаренных талантливых людей. Чаще всего сюда приходили те, кому давали «от ворот поворот» в других ВУЗах: их родители «привлекались», «находились» или были репрессированы. А вот здесь они становились личностями. По-другому было невозможно, ведь здесь преподавали такие корифеи науки, как классик философии А.Ф. Лосев, литературовед Н.М. Гайденков, знаток Средневековья Б.И. Пуришев. Здесь в спорах рождалась истина. И хотя не для всех была оттепель, но последующие за ней сквозняки закалили многих студентов…
Ада Якушева была одной из лучших ведущих радиостанции «Юность», она много ездила по стране, встречалась с огромными аудиториями, но больше всего любили ее утреннюю субботнюю передачу по письмам слушателей «Здравствуй, товарищ!» Она вела разговор на самые разные темы - бытовые, житейские, семейные и, конечно, о песне… Так на радиостанции подошли и к авторской песне, которая вмещала все время и всех нас.
Второй день фестиваля в Киземе был, наверное, самым насыщенным. Гости встречи, члены жюри, его участники дарили свое творчество зрителям. Три концерта, гитара по кругу за столом и песни до утра в гостиной интерната школы.
Вечернюю программу открыла Наталья Леонович и знакомила с гостями зрителей. А между делом быстро разбирались у вкусно пахнущего походного стола чай и булочки, горячий грибной суп, уха (все под стать погоде), раздавались автографы на книжках стихов и дисках известных уже бардов, а на столике с сувенирами фестиваля наиболее выигрышно и приятно смотрелся календарь с картинами Юрия Визбора – он очень любил рисовать горы… А со сцены с портрета смотрел с легкой полуулыбкой он сам, словно говоря: «Пойте, я вас слушаю!»
И они пели… И как! С первых нот покорили участники клуба самодеятельной песни из г. Сыктывкар «Причал» с хрупкой миловидной Ириной Коновой.
Да иначе и быть не могло, ведь музыкальное сопровождение Ю. Беляева, которого еще С. Никитин отметил как лучшего гитариста, было признано и оценено и нынешним жюри. КСП «Причал» получил кубок фестиваля за лучшее исполнение песен Визбора.
А когда зазвучал низкий бархатный голос московской гостьи Весты Соляниной в ее удивительных песнях, кажется, стихли все споры, потому что надо было думать, слушая ее:
«Не верьте никому - ни славе, ни хуле,
Один и тот же лик у жизни и у смерти… …
Нужно жить и можно быть счастливым
В любое время, на любой земле…»
Слегка задевал гитарой за «меридианы Земли» Владимир Петров из Архангельска, а Николаю Таежному подпевали зрители его «Минус 40», и «За 1000 км. от Москвы», ставшие такими близкими и своими песнями.
Кстати, в последние годы он стал писать музыку и на стихи череповецкого барда Андрея Широглазова, который приехал на фестиваль вместе с женой Галиной Шапкиной. Выходец с Вологодчины, он обладает магическим притяжением не только из-за статной фигуры, но и юмора, а главное - хорошей поэзии. Его песни о России, об Афгане не могут оставить равнодушными, и лирические строки тоже задевают душу. В этом они очень похожи с Галиной - открытые, улыбчивые и искренние.
Об Александре Сафронове хочется сказать отдельно. После киземской встречи он сел в поезд, мчащий его в сторону Волги на Грушинский фестиваль, где Александр является руководителем площадки «Кольский бугорок» - одной из самых посещаемых другими участниками, где «кружка солнца» ходит по кругу». Там продолжаются традиции Сергея Каплана, рано ушедшего его друга. О нем поет Александр: «Он развеет тоску, он подскажет сроку, он останется в песнях моих».
А писать хорошие песни ему помогает вторая половинка Юлия Матвиенко. Они много ездят по стране, поддерживая начинающих, достойно творя рядом с мэтрами, а, главное, тепло и бережно относясь к зрителю. Поэтому, говоря опять же строками С. Каплана, пожелаем им «…чтобы через точку на глобусе легла счастливая трасса». И, как знать, может эта трасса не так быстро, но будет проложена через наш Октябрьский? Было бы здорово еще раз послушать его негромкий, но сильный голос, его философские строчки о жизни, любви, дружбе. Главное, мы договорились, что встреча обязательно должна состояться.
Возвращаясь к концерту, где принимали участие дети: отмечено выступление ребят из Коми (п. Выльгорт). Их «Серебряные струны» (рук. Елена Федорова) задели души и жюри, и зрителей песней «Мой друг рисует горы».
Мой юный собеседник Гоша Фролов тоже получил диплом II степени (рук. Владимир Петров, г. Архангельск).
Почему выбрала его в собеседники, даже не знаю, но не ошиблась точно. Учащийся 5 класса музыкальной школы по классу фортепиано, ученик 4 класса школы №43 на Сульфате, Георгий Фролов:
- Мой дедушка увлекался творчеством Высоцкого, мама - авторской песней. Однажды на дне рождения мы пели караоке, и эта запись попала Наталье Леонович, она передала ее Владимиру Петрову, и он пригласил меня к себе. Так, опять же песня Высоцкого помогла мне попасть в студию. У нас «классный» класс и самый лучший учитель в школе, мы много путешествуем по краю. А с ребятами из бард - студии ездили в Верколу. Мой брат заядлый «беймиксовец», а я путешествую вместе с мамой. Она меня во всем поддерживает. Сюда ехал, чтобы встретиться с Сергеем Никитиным, но он заболел. Но, думаю, что встреча обязательно состоится!
Гоша взял гитару, чтобы исполнить песню Ю. Визбора, и тут подошел Сергей Рыжов и посоветовал: «Ты - парень настырный, вижу, да и преподаватель у тебя что надо, одолейте в следующий раз «Волейбол» Визбора - это будет здорово!
И тут мне на память пришли слова А. Софронова: «Надо особо помогать юным, молодым, ведь наша бардовская песня особая. Она несет слово, мысль, у ребят мозги переворачиваются, когда они всерьез ею занимаются». На Гоше я в этом убедилась.
Еще об одном светлом человеке - Оле Волковой, получившей высший судейский балл в номинации «Моя малая родина» с песней «Кизема», хочется мне рассказать.
Логопед в Доме ребенка по профессии, оптимист по жизни, с лучезарной улыбкой и ясными глазами, но крепким стержнем внутри (сказывается увлечение бегом на марафонские дистанции), обладает очень красивым голосом и мастерски владеет гитарой. Думаю, что Киземе подарили одну из лучших песен о ней…
«Но все кончается, кончается, кончается…», - последние аккорды гитары смолкли в половине шестого утра вперемешку с разговорами о смысле жизни. И даже Олина «Чашечка кофе»: «Давай-ка, пташечка, еще по чашечке, мы не в Швейцарии с тобой живем. Они стесняются и пьют наперстками, а мы по-русски душу отведем», - уже не помогала.
Даже самые стойкие отправились спать, а я по дороге на «пригородку» подумала, что главный итог встречи подвели Анатолий Азаров и Андрей Широглазов:
- Давайте встречаться, чтобы уникальная русская авторская песня жила. Когда пишутся хорошие стихи, народ поет хорошие песни. Ведь недаром иногда бардовскую песню называют русским «стихопевом».
Они разъехались, чтобы подарить радость общения с песней другим: Андрей Широглазов и Галина на фестиваль в Соликамск, Ирину Алексееву ждет Камчатка, Александра Софронова - Грушинский фестиваль. Понятно, что родятся новые песни от этих встреч, которыми они порадуют нас уже через год, потому что визборовские встречи на киземской земле стали частью их жизни. Ведь такие фестивали – как поиск «живой воды» для своего творчества.
В. Борисова