Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Мария Ивановна
«Почетному Гражданину России Романову Ивану Михайловичу Вологодский Губернский Учительский совет, согласно постановлению Вельского уездного Училищного совета, утвердил Вас 7 октября 1898 года в звании попечителя Мехреньгского земского училища. В виду сего покорнейше прошу Вас, Иван Михайлович, уведомить Вельский училищный совет: согласны ли Вы нести обязанности Попечителя выше названного училища. 14 октября 1898г №1145, г. Вельск Председатель совета, инспектор народных училищ 3 района статский советник Илатовский»
14 июня 1902 года было заложено Мехреньгское начальное училище, а 24 ноября 1903 года открыли и освятили его. Учились в нем, прежде всего, дети состоятельных родителей. Учитель был один, а еще раз в неделю приезжал батюшка из Дмитриещины и учил Закону Божьему.
В 1918 году Мехреньгское уездное училище переименовали в начальную двухкомплектную школу. К старому зданию пристроили еще один класс. Первыми учителями стали супруги Романовы – Михаил Иванович и Елизавета Яковлевна, а также Василий Николаевич Кошелев. Они-то и принялись учить крестьянских детей и неграмотных взрослых.
Но школы открывались не только в Мехреньге, поэтому учителя очень были нужны.
Шенкурская девушка Маша Павловская в 1939 году училась на 2 курсе Шенкурского педучилища, когда началась война с Финляндией. И тогда их, 60 студенток, отправили преподавать в школы Архангельской области на смену ушедшим на фронт мужчинам. В Черевковском РОНО ей предложили на выбор две школы: Березницкую и Мехреньгскую. Неведомо почему Маша выбрала Мехреньгу, что от райцентра в 92 км. Добираться туда можно было лишь на лошади или даже пешком. Даже заведующий РОНО Футьянов озаботился отправкой молоденькой учительницы в такую даль.
«Привел меня на центральную площадь села Черевково, - рассказывала мне Мария Ивановна, - а по дороге объяснил: мол, если увидим возницу в лаптях, да еще и с парой лыковой обувки, подвязанной к телеге, значит, точно с Устьи человек».
Так на самом деле и оказалось. Возница не отказался доставить учительницу до места. Грязь двое суток. Первую остановку сделали в Синиках, вторую – в Лихачево. Там же оставили телегу с бочкой керосина.
Дальше путь продолжился верхом на лошади. Добрались до деревни к вечеру, а это еще 17 км. Грязно, темно, жутко. Дома маленькие, как баньки, крылец нет, крыши односкатные…
Школа на берегу речки Мехреньга очень понравилась Марии – большая, просторная. Девушку радушно встретила директор школы Александра Дмитриевна Кошелева – педагог с 30-летним стажем. Заменила Мария Ивановна ушедшего на Финскую войну Якова Федоровича Паршина.
И вот 30 октября 1939 года Мария Ивановна на ватных от волнения ногах вошла в класс, где сидело 42 ученика, и начала свой первый урок.
Трудно пришлось. Не умела составлять планы уроков и воспитательной работы – в училище это преподавалось лишь на третьем курсе. Но ей во всем помогали коллеги из других школ. Вскоре с войны вернулся Яков Федорович, он тоже поддерживал. Дети приходили и приезжали на учебу из близлежащих и дальних деревень: Сиников, Дмитриево, Лихачево, Бритвино, Кырканды, Березника. Кто-то жил у родственников, остальные – в школе. Спали на кухне на большой русской печи и полатях. Кормили детей овощами, выращенными на огромном школьном огороде.
Здесь же, в маленькой комнатке с окном во всю стену, жила и Мария Ивановна.
Незаметно для Марии Павловской пролетел первый учебный год. Она привыкла к жителям деревни, оценила их приветливость, доброжелательность, сердечность. Тогдашний колхоз им. Ленина поддерживал молодую учительницу продуктами. Выдавал горох, крупу, на месяц пуд картошки, на три месяца один килограмм сахара, а в сельпо Мария получала паек – 16 кг муки.
Прошел второй, третий учебный год, а в 1943 году девушка затосковала по дому, решила взять отпуск и съездить на родину, в Шенкурский район. За разрешением в Черевково шла пешком два дня. Увы, отпуска не дали. Отправили доучиваться в г. Сольвычегодск.
Дорого достался Марии Ивавновне аттестат о педагогическом образовании. Зато по методике преподавания в нем стояли одни пятерки.
Вообще-то весь 1943 год выдался для молоденькой учительницы очень трудным. Ее назначили директором Мехреньгской начальной школы, так как Александру Дмитриевну Кошелеву по чьему-то подлому доносу посадили в тюрьму. Правда, через одиннадцать месяцев она возвратилась домой, но преподавать ей уже не позволили.
В годы войны Мария Ивановна оберегала своих учеников, защищая и помогая чем можно. Учителя сами заготовляли в лесу дрова, пилили, печи топили. Не хватало керосина. Готовились к урокам у печи, пока та топилась. О тетрадях лишь мечтали. Писали школьники между строчек в старых книгах, вместо чернил – разведенная сажа.
Как-то в магазине появилась оберточная бумага. Учителя принесли в школу несколько килограммов, разрезали, разлиновали, сшили – получились тетради.
Помимо того, педагоги Мехреньгской школы знакомили жителей деревни с обстановкой на фронте, собирали деньги на заем и налоги, выпускали стенгазеты, читали лекции, устраивали вечера, концерты. И, конечно же, участвовали во всех сельскохозяйственных работах. В пору посевной ходили с учениками по полям, старательно вдавливая в землю горошины, вымытые дождем.
Победу встречали всем миром у колхозной конторы. Кричали «Ура!», играли на гармошке, смеялись и оплакивали погибших. Стали возвращаться домой мужчины, деревня повеселела. Застучали топоры, появились новые дома, обновлялись старые.
Нашла свое женское счастье и Мария Павловская - познакомилась с Николаем Матвеевичем Паршины, уволившимся из армии в 1946 году. Свадьбу сыграли, а жить стали все в той же комнатке. Здесь же своих семерых детей вырастили. Так что для Марии Ивановны Паршиной начальная школа была всем: работой, домой, семьей.
В Мехреньгской школе она проработала 42 года.
Расцвет и полнокровная жизнь в школе приходилась на пятидесятые годы, когда классы были переполнены. Но потихоньку число детей пошло на убыль, да и здание обветшало. В 1999 году его распилили на дрова. Сегодня в деревне Мехреньга только 12 школьников. А в этом 2012 году и вовсе школу закрыли, которая была совмещена с детским садом. Дети сейчас учатся в Дмитриевской средней школе.
99 лет просуществовало обучение в древней деревне Мехреньге. А Мария Ивановна Паршина до последних лет своей жизни откликалась на любой зов односельчан и радовалась, если ее совет, подсказка, помощь были нужны и полезны.
Т. Илясова, с. Дмитриево