архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?

Дети войны

Дети войны

В течение девяти лет при непосредственном участии Валентины Яковлевны Подшивайловой, председателя Районного Совета ветеранов, в школах района проходят апрельские Уроки памяти. За все это время их тематика ни разу не повторилась.

В текущем году разговор шел о детях войны, которые были очевидцами и участниками тех суровых сороковых годов. Вела уроки Валентина Яковлевна, а помогали ей Лидия Ожигина, Александр Пачин и Евгений Матерухин. За две недели организаторы дали 28 уроков.

На каждую встречу со школьниками непременно приглашались ветераны войны и труда. Многие из приглашенных были героями этих уроков.

Например, сегодня в районе живут Маргарита Борисовна Котова, Галина Михайловна Хлонина и Виктор Илларионович Стефанков. Они воочию знают, что такое блокада Ленинграда. И сегодня ярки воспоминания у Маргариты Борисовны. Не забыты ежедневные бомбежки, утренние многочасовые очереди за 125 граммов хлеба, голод и холод. В буржуйках сжигалось все, что могло гореть и хоть чуть-чуть обогреть комнату.

У Галины Михайловны, бывшей тогда восьмилетней девочкой, свои воспоминания. Она вместе с другими детьми собирала на полях замерзшие капустные листья, кочерыжки, а потом из них варился суп, звавшийся «хряп». Видели дети блокады и множество умерших ленинградцев, в том числе и родных.

Столь же смертельно опасной оказалась жизнь тех, кто остался в тылу врага. Война не жалела никого, под ее жернова попадали все. Надежде Ивановне Шарыгиной было всего два года, а она, еще не осознавая своих действий, уже помогала партизанам в борьбе с захватчиками.

Маленькая Надя с девятилетней сестрой стали маленькими разведчицами для своей тети, партизанской связной. Днем девочки гуляли по своей брянской деревне Слобода. Младшая играла в песочке, собирала цветочки, а старшая считала, сколько в деревне немцев, какое оружие и где стоит. Затем все эти сведения передавались тете.

Вечером связная брала с собой маленькую Надю и шла в соседнюю деревню, как бы навестить больную маму. По дороге она встречалась с другим связным. Благодаря полученным сведениям партизаны планировали свои действия по уничтожению врага. Однажды фашисты устроили на жителей деревни облаву, согнали всех в сарай, грозились за связь с партизанами всех сжечь. Но люди никого не выдали.

Иные испытания достались малышам и подросткам, попавшим в фашистский плен. Сегодня в Устьянском районе проживает 10 малолетних узников нацистских лагерей. Среди них Софья Семеновна Пушкина - она в 14 лет была увезена в Германию. Работала фрезеровщицей на военном заводе по 12 часов в сутки. Однажды «запорола» деталь, за что ее посадили в сырой карцер. Там она всю ночь простояла по колено в воде, а утром вновь отправилась на работу.

Брат и сестра Александр Михайлович Фенопетов и Клавдия Михайловна Дмитриево, одному было 3 года, другой 7 лет, вместе с мамой оказались в лагере в Белоруссии. Возвращаться назад было некуда, деревню сожгли на их глазах. Поэтому после плена жили в землянках, которые рыли сами.

Сестры Екатерина Андреевна Кошелева и Мария Андреевна Самарцева жили в Калужской области. В октябре 41-го деревню заняли немцы. Людей собрали, построили и погнали по минному полю. Всех, кто остался в живых, погрузили в машины и привезли на станцию для отправки в Германию. Довезли лишь до Рославля, что в Белоруссии. Дальше пути не было, так как партизаны разобрали железную дорогу. Люди разбежались кто куда, сестры вернулись домой. В их деревне из 150 домов осталось 30. Пришлось рыть землянки, в них и жили до 1948 года.

Своя история подневольной жизни у Валентины Андреевны Горчаковой. Она помнит, что детей содержали в одном бараке, а их мам в другом. Надзиратели натравливали на малышей собак, когда те пытались подобрать продукты, переброшенные через железную проволоку сердобольными людьми.

Не менее трудной была и жизнь в российской глубинке. Здесь не было боевых сражений, но голода, холода и непомерного труда хватило сполна. Судьбы устьянских детей войны схожи: труд в поле и в лесу спозаранку до заката.

На начало войны Августе Степановне Фалевой исполнилось 9 лет. Но она вместе со сверстниками ездила на дальние сенокосы, боронила, вязала снопы, собирала колоски. Практически на детях лежала вся домашняя работа. Валентин Михайлович Крылов уже в 12-13 лет трудился вальщиком, возчиком, косил, то есть, выполнял все мужские работы наравне со взрослыми. Екатерина Викторовна Лоскутова в 15 лет рубила лес по речке Черной.

Надо ли говорить, что война отняла у этих подростков детство и юность, и сегодня они, наравне со взрослыми, делившие все тяготы военного времени, достойны не меньшего уважения, почета, внимания, чем непосредственные участники боевых действий.

Ирина Марчик

1 июня 2013

Комментарии (0)