архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Законность Обеспечение сохранности жилья - полномочия органов местного самоуправления поселений

Обеспечение сохранности жилья - полномочия органов местного самоуправления поселений

В связи с возникающими вопросами разграничения полномочий между органами местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов при осуществлении функций по охране жилищных прав сирот прокуратура разъясняет.

На основании ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов самостоятельно.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 62 областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

На основании ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» контроль за сохранностью и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой (попечительством) либо помещенных под надзор в образовательные организации или иные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к основным задачам органов опеки и попечительства. Например, в силу ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ в компетенцию органов опеки и попечительства входит заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, к полномочиям органов опеки и попечительства относится контроль за сохранностью имущества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В состав имущества граждан жилые помещения входят в случаях, если находятся в их собственности на основании договоров приватизации, иных безвозмездных и возмездных сделок или по праву наследования.

Согласно ст. ст. 148, 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением.

На основании ст. 12 областного закона от 29.10.2008 № 578-30-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области» к полномочиям органов опеки и попечительства относится принятие необходимых мер по защите жилищных прав несовершеннолетних. В число данных мер входит издание постановлений о закреплении жилья за детьми, выбывшими с постоянного места жительства на воспитание в замещающую семью или организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При принятии органом опеки и попечительства решения о закреплении жилых помещений, как правило, они является муниципальной собственностью.

Осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства в соответствии с п. 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Таким образом, муниципальное образование поселения, осуществляя функции собственника муниципального жилищного фонда, в рамках своих полномочий в силу требований ст. ст. 14, 65, 70, 71, 83, 84, 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принимает меры по реализации прав ребенка на закрепленное жилое помещение. Например, производит регистрацию ребенка по месту жительства, не допускает снятие его с регистрационного учета, вселение иных лиц без согласия органов опеки и попечительства и законного представителя ребенка и т.п.

При этом собственник муниципального жилищного фонда обеспечивает проведение капитального ремонта жилых помещений, принимает участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, предупреждает недобросовестных нанимателей о необходимости надлежащего исполнения обязанностей по договору социального найма и при нарушении условий договора предъявляет требования о выселении, взыскании задолженности по квартплате, проведении текущего ремонта, в том числе в судебном порядке и т.п.

С учетом изложенного контроль за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми, в случаях, если они не находятся в собственности несовершеннолетних, относится к полномочиям не органов опеки и попечительства (органов местного самоуправления муниципальных районов), а собственника муниципального жилищного фонда, то есть органов местного самоуправления поселений.

Е.В. Ручьева, и.о. прокурора района, советник юстиции

2 марта 2013

Комментарии (0)