архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная ЖКХ Есть ли будущее у МУП?

Есть ли будущее у МУП?

Многострадальную сферу ЖКХ в районе вновь ожидает реформа. С 1 января 2016 года у сельских поселений кардинально сокращаются полномочия в сфере обеспечения тепло- и водоснабжения населения. Теперь за это все будет отвечать районная администрация, а значит, еще оставшиеся сельские МУПы ожидает смена собственника…

Строго говоря, МУПов в районе осталось не так много. В более-менее развивающихся поселениях в сферу ЖКХ давно пришли «частники», которые относительно эффективно управляют муниципальным имуществом и предоставляют потребителям услуги в сфере тепло- и водоснабжения, управления многоквартирными домами.

В Октябрьском, Шангалах, Березнике, Киземе, Малодорах, Ульяновской теплосети и котельные уже давно переданы во владение и пользование частным компаниям. В районном центре эти процессы идут гораздо быстрее, чем где-то еще. Так, объекты теплоснабжения переданы в концессию уже во второй раз за последние пять лет, а концессионное соглашение в отношении выделенных в 2008 году в отдельный комплекс объектов водоснабжения и водоотведения даже стало предметом судебного спора и было расторгнуто через полтора года. В настоящее время все объекты ЖКХ в поселке Октябрьский переданы в управление ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания» сроком на 25 лет, и есть уверенность, что коммунальные вопросы не будут предметом нарекания со стороны жителей и головной болью для руководства поселения.

А вот в сельских территориях, где состояние экономики и демографическая ситуация складываются не так оптимистично, жилфонд и коммунальные сети традиционно обслуживают МУПы. Нельзя сказать, что везде они работают неэффективно и убыточно, но, глядя на их состояние, понятно, что муниципальные унитарные предприятия медленно уходят в историю.

Это естественный процесс, который идет по все России. Если немного вернуться в прошлое, то первоначально для деятельности МУПов были созданы все условия. Так, муниципальное имущество (и даже жилфонд) им передавались фактически бесплатно, без аукционов и конкурсов, директор предприятия был, по сути, частью местной администрации и правой рукой главы, что сулило определенную административную поддержку при установлении тарифов. Предприятие всегда могло взять подряд на небольшие работы и держаться на плаву за счет местного бюджета, а наличие в активе пилорамы и расчетной лесосеки сулило получение дополнительных доходов. Как же так получилось, что все эти преференции не привели к развитию предприятий?

На этот вопрос нет однозначного ответа, но, как всегда и везде, проблемы были одни и те же: изношенность механизмов и имущества съедали всю прибыль, отсутствие квалифицированных кадров и, наоборот, наличие кадров неквалифицированных пагубно сказалось на производительности труда. Нежелание работать с долгами населения и других контрагентов привели к возникновению задолженностей у самих МУПов. Очень дорого обошлось и частое стремление глав заткнуть любые дыры в бюджетах за счет своих же предприятий, а личные интересы и амбиции руководства поселения и директоров приводили к постоянным конфликтам. Очень мало было изменений в организации менеджмента МУПов: складывается впечатление, что некоторые из них до сих пор работают в Советском союзе; у них даже режим работы остался тот же: «с 8-ми до 5-ти», хотя в современных условиях это скорее минус, чем плюс.

Да и на уровне федерации была принята установка стимулирования передачи сферы ЖКХ в частные руки. Так, одним из условий участия в программе капремонтов и переселения из аварийного жилья стало наличие на территории немуниципальных предприятий в этой сфере.

Изменения в законодательстве установили запрет на передачу МУПам в хозяйственное ведение муниципального имущества в сфере тепло- и водоснабжения. Таким образом, с 2014 года у муниципальных унитарных предприятий эти объекты вообще находиться не могут, хотя, как показывает практика, законы у нас исполняются не всегда и не в полной мере.

Следует отметить, что не всегда МУП – устаревшая форма решениями органами МСУ вопросов местного значения. Так, в Октябрьском и Киземе до сих пор имеются муниципальные предприятии с одинаковыми названиями «Благоустройство». Они хоть и не занимаются управлением жилфондом и предоставлением коммунальных услуг, однако, работают по направлению своей деятельности.

В 2014 году был проведен мониторинг эффективности МУП Устьянского района, после чего был сделан вывод о том, что МУПы «Бестужевское», «Лойгинское», «Строевское» являются неэффективными, а вот «Дмитриевское», «Лихачевское», «Илезское» и «Плосское» эффективными. Правда, с тех пор показатели их деятельности изменились, и на данный момент все может быть с точностью до наоборот.

Что же ждет сельские МУПы с 1 января следующего года?

Пока что можно сказать определенно, что все полномочия сельских поселений в сфере ЖКХ переходят на уровень района, и, чтобы они исполнялись эффективно, муниципальные образования должны передать в районную собственность имущество, а также муниципальные унитарные предприятия. Процесс этот не быстрый: Советы депутатов поселений принимают решения на сессиях, после чего аналогично поступают районные депутаты. Два этих нормативных акта отправляются в Правительство области, которое издает распоряжение. На основании областного распоряжения между муниципальными образованиями подписывается акт приема-передачи, и он является отправной точкой для регистрации изменений в налоговой инспекции. После получения свидетельства из этого госоргана МУП перейдет в ведение района.

Причем курированием предприятий с 1 февраля 2016 года займется управление строительства и инфраструктуры - новое юридическое лицо в составе районной администрации, созданное на базе пока существующего отдела строительства, архитектуры и ЖКХ. Районные депутаты с третьего раза одобрили этот проект изменения структуры исполнительного органа местного самоуправления, хотя глава района просил сделать это еще в августе.

Для работников предприятий все останется по-прежнему, а вот директорам МУП были выданы уведомления о скорой смене собственника имущества предприятия, что вызвало у них определенную тревогу за свое будущее. Однако, как заверил 27 ноября на той же сессии депутатов заместитель главы администрации района А.Б. Борисов, до конца отопительного периода никаких кардинальных изменений в работе предприятий не будет. А вот затем районная администрация будет решать, как оптимизировать работу МУП, чтобы организовать их нормальную деятельность в новых условиях. Вполне возможно, что все предприятия объединят в одно с созданием мастерских участков на отдельных территориях, поэтому принципиальных различий в работе ждать не стоит. Но это всего лишь предположения.

А главная задача, которая сейчас стоит перед районной администрацией, – это погашение задолженности перед кредиторами. Ведь не секрет, что в последнее время нестабильная работа МУП возникла из-за долгов образовательных учреждений. Таким образом, после принятия МУП в собственность района необходимо будет «разруливать» задолженность районных учреждений перед своими же муниципальными районными предприятиями. И от того, наколько правильно будет решена эта задача, зависит будущее сельских территорий района.

Андрей Беляев

12 декабря 2015

Комментарии (0)