Интервью
архив новостей
Реклама


Короткие новости
Кто и как нами будет управлять?
В прошлом номере нашей газеты был опубликован материал на тему грядущей реформы местного самоуправления. Сегодня на эту тему высказываются общественный представитель Губернатора Архангельской области Е.Г. Соболева и депутат областного Собрания депутатов Н.М. Кочмарик
Е.Г. Соболева:
- Вновь принятый 136-й ФЗ «О местном самоуправлении» кардинально меняет взаимоотношения между районом и поселениями. Областные депутаты до 26 ноября примут аналогичный региональный закон, который определит схему формирования муниципальной власти.
Согласно 136-му закону ФЗ вопросы культуры остаются у поселений. Когда-то также решался вопрос передачи библиотек на поселенческий уровень. Вопрос активно обсуждался, были взвешены все «за» и «против». Библиотеки были оставлены на районном уровне. Время доказало - не ошиблись: библиотеки сохранили, пополняются книжные фонды, наблюдаются тенденции к развитию учреждений.
Близится реформа культуры. Что касается полномочий в этой сфере, ответить на вопросы по их разделению сложно. У заботливого Главы поселения учреждения культуры не остаются без внимания и сегодня. Ведутся неотложные ремонты, меняется качество работы, услуги учреждений культуры востребованы. Но есть примеры, когда Глава на все вопросы разводит руками, твердит «плохую» фразу: «Денег нет». Но, избираясь на эту должность (Главы поселения, Главы района), человек идет не за тем, чтобы каждодневно сообщать людям такую «новость». Нет права у избранного Главы на обучение через собственные ошибки, которые «бьют» по людям. За каждой ошибкой стоят судьбы многих деревень, отраслей, предприятий, конкретных людей. Нельзя идти на Главу, чтобы трудоустроиться, удовлетворить свои амбиции. Работа эта благородная, но одна из самых трудных, на мой взгляд.
Нужна серьезная подготовка к работе в этой должности. Хороший человек - не значит хороший управленец. Пока не будет выстроена система кадровой подготовки, думаю, оправдано назначение Глав районов. Глав поселений избрать проще, было бы из кого. Что касается разделения полномочий между районом и поселениями, уверена, что многие из них (дороги, электро-, водоснабжение) Главы поселений могли бы контролировать более оперативно и качественно. Из Октябрьского не видно, горят ли лампочки на улицах в Синиках, расчищены ли дороги в Бритвино и т.д.
Укрупнение поселений - еще одна из «перспектив» реализации 136-го закона. К лучшему или худшему такой вариант - покажет время. Убывает численность населения, нет развития предприятий на местах, люди мигрируют в поисках работы и лучшей жизни. Так или иначе, объединение поселений произойдет. Не думаю, что это хорошо, но это будет просто необходимо по ряду указанных выше причин.
Я - оптимист, следую правилу: что ни делается, все делается к лучшему. Во всяком случае, к этому стремятся законодатели. Наша задача - помочь им не ошибиться. Было бы хорошо, чтобы на эту тему высказались и внесли свои предложения жители поселений. Нам всем по этим законам и правилам жить.
Н.М. Кочмарик:
- Все принимаемые законы - от федерального до местного уровней - призваны менять жизнь к лучшему, устанавливать правила, по которым можно будет жить просто, удобно, качественно. Человеку надо не так уж и много: дом, тепло, вода, работа, чтобы учили и лечили, Чтобы улицы были чистыми, освещенными. Конечно, это далеко не все.
Транспортное сообщение, вопросы культуры и многое другое, что ежедневно касается каждого из нас, относятся по 131-му Федеральному Закону о местном самоуправлении. В этот Закон в течение всего периода его применения вносились бесчисленные поправки. Их в настоящий момент столько, что пришла необходимость не просто поправлять, а принимать новый Закон с учетом мнения всего населения страны. На мой взгляд, этот Закон наиболее значимый и важный, особенно для жителей сельской глубинки.
Далеко региональная и, тем более, федеральная власти. 131-й ФЗ принимался, чтобы приблизить власть к народу. В тех территориях, где был избран толковый, неравнодушный Глава поселения, дела и в настоящий момент идут неплохо: развивается строительство, в хорошем состоянии дороги, освещены улицы, налажены партнерские отношения с бизнесом, расположенным на территории поселения, наводится порядок с землепользованием.
А вот, например, качество транспортного сообщения и на сегодня не удовлетворяет население Малодор, Орлово, Сиников. Ответственность за обеспечение качественной услуги по транспорту лежит на районной власти. Обращений по этому поводу ко мне как областному депутату было много. Ответ у района один - денег нет. Можно предположить, что по качеству содержания дорог, освещению улиц в будущем по новому, 136-му Закону «О местном самоуправлении», мы можем услышать аналогичный ответ.
Сегодня многие вопросы местного значения инициативные Главы решают через партнерские отношения с бизнесом, расположенным на территории поселения. Дойдут ли руки у власти района при таком количестве передаваемых им полномочий, хватит ли дипломатии, чтобы выстроить взаимовыгодное сотрудничество с бизнесом, учреждениями и организациями каждого поселения? Район активно участвует в программах развития малого бизнеса, но важно его направлять в социально ответственную сторону, выстраивать партнерские отношения, в том числе и с большим бизнесом. На местах это сделать намного проще. И в советском времени ответственность за социальные вопросы брали на себя предприятия.
И сейчас, несмотря на налоговое бремя, наши предприятия участвуют в социальных программах поселений. Не потерять бы этот ресурс общественного характера. Как учитель считаю, что кадры надо готовить. Относиться к этому формально нельзя. Создается кадровый резерв в районе, в области, но активного обучения нет.
ТОСы, местный депутатский корпус, общественные объединения и организации – хорошая школа местного актива. Внутри этого актива уже заранее можно определить, готов тот или другой человек быть Главой муниципального образования, необходимо вести его к этой нелегкой работе, готовить к выборам. У Главы района должна болеть душа за народ, должны быть знания и опыт, будут ли это выборы или назначение. Если будет организована кадровая школа, «промахнуться» шансов меньше, было бы из кого выбирать.
В ноябре мы будем принимать региональный закон, который определит нормы и правила формирования муниципальной власти. Только 13 полномочий в соответствии с Федеральным законом закреплены за поселением, остальные 26 передаются на район. При всех плюсах и минусах 131-го и нового 136-го Законов, главное, чтобы качество жизни людей в поселениях при всех наших действиях не ухудшилось. Об этом должны помнить и те, кто передает, и кто принимает полномочия, и те, кто принимает Закон.
Вот почему важно, чтобы по этому поводу высказалось как можно большее количество людей, и они направили в адрес областного собрания свои предложения. Если население будет активно участвовать в обсуждении принимаемых решений, законов на местном, региональном и областном уровне, по ним будет жить удобно и стабильно.