Интервью
архив новостей
Реклама


Короткие новости
Лес рубят. И до щепки продают
Проблема перепродажи целевой древесины населением назрела давно. Активное индивидуальное жилищное строительство, предоставление земельных участков многодетным семьям увеличивают спрос на устьянский лес. К сожалению, несовершенное законодательство и недостаточный уровень контроля предоставляют возможность злоупотреблений в данной сфере лесопользования.
Ни для кого не секрет, что лес, выделенный на строительство дома или для заготовки дров, иногда перепродается абсолютно сторонним людям, имеющим свой интерес. Такие случаи в районе нередки, как, впрочем, и по всей области. Нечасто, но попадаются на глаза объявления: «Куплю лес на корню», а иногда граждане, не задумываясь о последствиях, открыто выставляют на продажу еще не заготовленную древесину. То ли обстоятельства так складываются, то ли желание заработать легкие деньги толкает людей на использование леса как обычного товара. Мы забывем о бережном отношении к той территории, где живем. А еще, конечно, безнаказанность развращает.
Наверное, многие из нас знают истории, где действующим лицом являются молодая семья, вроде бы планирующая возводить индивидуальный дом из бруса на арендованном земельном участке. Люди получают разрешение на строительство, идут в лесничество и заключают договор куплипродажи лесных насаждений. Правда, спустя пару лет ни дома, ни пиломатериалов на этом участке не наблюдается, да и сам он уже переписан на другого человека, зато семья приобрела неплохой автомобиль. Просто в уютную семейную жизнь в какойто момент вписывается некое лицо, которое покупает и участок, и еще не вырубленный лес. Ну, а заканчивается эта история примерно одинаково: все кругом «в курсе таких движений», но последствий для молодой семьи никаких.
За примерами далеко ходить не надо: информацию об использовании таких (или подобных) схем порой можно услышать в сочетании с фамилиями достаточно известных в районе людей. А коегде этот «бизнес» и вовсе был популярен: в одном из поселений, по слухам, граждане массово продавали свою дровяную древесину местному предприятию.
Для исполняющего обязанности руководителя Устьянского лесничества Виктора Григорьевича Пуляева эта проблема, конечно, не нова. О многих уловках при перепродаже леса специалисты лесничества знают и стараются такие факты предотвратить. Но иногда просто информации не хватает. В штате лесничества, за исключением мастеров, имеется 9 экспертов (включая руководство), что, конечно, мало для должного надзора за всеми заявителями. Так, за прошлый год 920 граждан заключили договоры куплипродажи лесных насаждений; при этом объем отпущенной древесины составил 31,5 тыс. кубометров. Учитывая, что сотрудники лесничества работают в значительной степени с коммерческими лесопользователями, на рядовых граждан времени остается не так много. Естественно, проверки использования заготовленной древесины проводятся не по каждому заявителю, а выборочно. В лесничестве создана своя комиссия, которая занимается отводом леса населению, ведет учет древесины, а затем проверяет отчеты об использовании древесных насаждений. Члены комиссии выезжают на место строительства или ремонта и делают вывод о надлежащем или ненадлежащем исполнении гражданином своих обязанностей.
Иногда они выявляют настолько явные нарушения, что это становится предметом судебного разбирательства. Так, примерно год назад Устьянским районным судом было рассмотрено практически прецедентное дело в отношении продавца целевой древесины.
Согласно решению, опубликованному на официальном сайте судебного органа, женщиназаявительница из гораздо более южных, чем Устьяны, территорий, являющаяся многодетной матерью, заключила договор куплипродажи лесных насаждений объемом 311 кубометров, в том числе деловой 293 кубометров для строительства дома. Однако, гражданка не предоставила в установленные сроки информацию об использовании заготовленной древесины, хотя такая обязанность имелась в договоре. Несмотря на то, что ей на руки была выдана даже форма отчета, ответчица пояснила, что не знала об обязанности отчитаться за вырубленный лес. Суд принял во внимание и показания свидетелей, которые сообщили, что земельный участок ответчицы зарос травой, а жилого дома либо складированного пиломатериала, предназначенного для его строительства, на нем не имелось. В итоге с незадачливой продавщицы целевой древесины была взыскана пятикратная стоимость договора куплипродажи лесных насаждений, а именно 162 тысячи рублей.
Однако, эта история фактически и осталась прецедентом, поскольку за исключением факта продажи мелких объемов древесины иных случаев нецелевого использования леса уполномоченными органами за последнее время выявлено не было.
К сожалению, у граждан, обращающихся в лесничество, имеется только гражданскоправовая ответственность перед представителем государства, основанная лишь на договоре. И выражается она исключительно в денежной сумме, которая не всегда может быть взыскана. В меру сообразительные граждане вполне могут найти уловку, чтобы, нарушив закон и продав целевой лес частнику, еще и избежать взыскания штрафов со стороны государственных органов, ну или, по крайней мере, максимально их затянуть.
Одной из причин недостаточного контроля использования лесов представители лесничества называют и неактивное участие в проверках органов местного самоуправления поселений. Хотя к работе комиссии в лесничестве приглашаются представители местных администраций, некоторые муниципалитеты не осуществляют проверок целевого использования древесины, либо делают это не очень эффективно. Виктор Пуляев в разговоре подчеркивает, что хотел бы видеть гораздо более активную работу органов МСУ по совместному контролю использования лесов на каждой конкретной территории.
Но из любой, даже самой негативной ситуации, имеется разумный и обоснованный выход. Одним из примеров рачительного отношения к лесным ресурсам своей территории является муниципальное образование «Березницкое». Отпуск древесины здесь поставлен под контроль общественности в лице Совета села. Его представители входят в состав комиссии по отпуску гражданам древесины для собственных нужд. Сама комиссия не является органом администрации, а работает на общественных началах. Желающие получить лес пишут заявление и оставляют его в администрации. При помощи комиссии орган местного самоуправления проверяет, когда, в каком объеме и для каких нужд заявитель заготавливал древесину ранее. Кстати сказать, журнал учета отпуска леса населению ведется с 1995 года. В случае, если заявитель уже использовал свое право на заготовку леса, члены комиссии могут рекомендовать отказ в выделении древесины. При этом к каждому заявлению комиссия подходит индивидуально, так как бывают случаи, когда ситуация спорная, и нужно поступить по совести, при этом не нарушив закон.
После заседания и подготовки протокола заявление направляется лесничему, который передает его в Устьянское лесничество для рассмотрения заявления по существу и принятия решения уполномоченного органа на выделение леса.
При этом работник лесничества Леонид Дмитриевич Буторин также входит в состав комиссии и может оперативно получать от общественности информацию, необходимую для его работы. После заключения договора куплипродажи лесных насаждений он отправляется в делянку для «точкования» подлежащих заготовке деревьев, а также следит за порядком в лесу после окончания работ.
Но и на этом полномочия комиссии не заканчиваются. Общественность с. Березник также не оставляет без внимания результат работ по заготовке гражданами древесины для собственных нужд.
Весной, по окончанию вывозки леса, комиссия проверяет, действительно ли заявитель вырубил лес, так как бывают случаи его не заготовки в силу различных обстоятельств. А уже осенью комиссия проверяет на месте построенные строения, проведенный ремонт или хотя бы наличие заготовленной древесины. И, в случае, если житель села не может объяснить, куда девался отведенный лес, информация об этом передается не только в компетентные органы, но и выставляется на суд общественности, что может повлечь за собой весьма неблагоприятные последствия. Однако, такие факты теперь редки. Председатель Совета села Березник Валентина Павловна Федорова припоминает лишь один случай, когда гражданин заготовил лес для строительства бани, а затем эту баню продал, но это было почти десять лет назад.
Таким образом, общественность с. Березник принимает разумное участие в осуществлении самоуправления на своей территории и помогает органам власти в соблюдении законности в поселении.
Кстати, руководство Устьянского лесничества знакомо с работой комиссии в с. Березник и положительно ее оценивает. Пожалуй, это наиболее эффективный пример сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и неравнодушных жителей. Как знать, может этот опыт поможет справиться с проблемой перепродажи целевой древесины и в других муниципальных образованиях? И для надзорных органов, в частности, прокуратуры района, есть поле деятельности.
Андрей Беляев
Хочу сказать, что полностью согласна с данной статьёй. Нужно бережнее относится к природным ресурсам. Но есть одно большое НО. Почему мы начинаем как в анекдоте с голожопых, прошу прощения , но по другом не скажешь. Давайте начнём с крупных незаконных вырубок и вывоза леса за границу. Вот это действительно серьёзная проблема. Человек решивший получить от государства дерево на строительство за даром, очень ошибается. Ему предстоит выложить кругленькую сумму в виде госпошлины за лес ( на 2016 год сумма пошлины 800 руб за куб).Далее ему нужно нанять технику и рабочих, чтобы выпилить и вывести лес, далее расходы на пилораму. В итоге получается, что мы , живя в России, стране с огромными ресурсами, остаёмся без возможности бесплатно хоть частично вложить эти ресурсы в постройку собственного жилья. А гражданину с достатком ровно в прожиточный минимум или ниже, так вообще ничего не светит (у него просто нет материальной возможности оплатить данные услуги). Вот поэтому, дорогие мои товарищи, он находит хоть какой-то выход из положения ,в плане перепродажи делянки. Ну что бы совсем не остаться без ничего. А далее деньги он вкладывает либо в дом, либо в покупку авто, как написано в статье. Может государство сделает всё проще? Вот пришёл человек и выписал лес. Через месяц у него на участке деловая древесина, без растрат и хлопот. Бери и строй пожалуйста. Тогда и спрашивать можно с него, куда он продал и почему не построил? Ведь так честнее по отношению к людям, не правда ли? 70% страны, а может и более живёт на съёмных квартирах. Раньше квартиры давали, а сейчас? А сейчас за лес, который он не может вывезти и обработать - штрафуют.Позор!