архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Трава - мурава ее жизни

"Трава - мурава ее жизни"

«Травка – муравка, что не знаешь?

Да чего знать-то?

На травке – муравке стоишь.

Все, все трава-мурава…

Коя колышком, коя цветочком,

а коя и один стебелек, да и тот

наполовину общипан –

это уж как Бог даст…»

Ф. Абрамов

«Трава – мурава»

В своих публикациях писатель не раз сетовал на то, что «из деревни уходит душа», потому что уходит поколение совестливых людей, которые крестьянским умом не могут понять, как жить на земле и не жить землей!?

Общаясь с Верой Варфаламеевной Борской накануне ее 85-летия, я иногда мысленно спорила, соглашалась и снова спорила с писателем.

Родом-то я с орловской стороны

- В центральну деревню Павлицово я попала не сразу, хоть и слыхала, живя в Слуде, это в Орлове-то. В детстве-то недолго мне покрасоваться возле родителей пришлось. Мама умерла после родов в 30 лет, так и похоронили вместе с ребеночком. А отцу каково одному с девками? Правда, к тому времени, как жениться другой раз, старшие-то уж уехали, да и у них-то недолгие судьбы были… Осталась я, как былинка, одна. Мачеха бить не била, не обижала, да и мать не заменила. А мне товды всего ничего годков-то, ростом маленька, худенька, а робить любила. Нас, ровесниц, в деревне трое было. Вот бригадир нас соберет: идите чистить поле от сорняков. А, как, спрашиваем, ведь все рожь кругом, мять нельзя! Он покажет нам промежуток меж рядками, так и кланяемся весь день полю. Школы-то закончила всего два класса, а как доросла до 13 годов, девушка с Сушзавода приехала на работу звать нас, молодых девчонок. Тут меня и определили, куды еще сироте деться. Там хоть угол есть, да и самой уж определяться надо. А росла я бедовой, смешливой, но на жизнь не обижалась. Видно, так по судьбе определено, но и в обиду себя не давала, рано поняла, что расту сама по себе, как трава на улице, чем больше ту топчут, тем краснее растет.

Здесь нашла свою судьбу

- На Сушзаводе девчат много робило, откуда только ни приезжали. Не замечали тогды холода да голода, молодость свое брала. Это теперь все с годами выходят по здоровью. А тогда день чистим лук, морковь, картошку, а потом пульманы загружать с сушеными овощами или разгружать вагоны с солью. А ближайшая станция – Соденьга, туда и обратно пешком, кажитца, приду - упаду, не встану. А как усидишь, когда в клубе гармонь играет?

Так в круговерти 7 годов пронеслось, думаю: «В работе не хуже других, надо и в судьбе устраиваться». Чубастый Федор-то у меня был, высокий, да и меня Бог ростом не обидел, ничего по молодости-то смотрелись. Год обхаживал, настоял на своем. Сходили за благословением к тете в Митинскую, а на обратной дороге заглянули в сельсовет на Бычью (Тарасонаволоцкую), Павлицовский сельсовет в 50-х годах там был. Так и стала я мужняя жена. Правда, на платье заробила сама; из дорогого крепдешину: как шиповников цвет, добро смотрелась!

В дом к свекрови пришла, хоть како приданное, да свое, но главное, как она про меня говаривала: «Робить не просто умеет, а любит».

Ну, дак по молодости да по любви и пошли дети. Пятеро у нас народилось. (Тут она со смехом рассказала, кто где «выскочил»: троих родила дома без декретных, а с двумя по два месяца отдыхала). Но у меня до того сноровиста свекровь была, да и Федор-то сроду не обидел, дак хоть и жили небогато, а ребятами довольна, все робить научены.

Ее жизненная правда

Она сидела передо мной: открытая, жизнерадостная, с родным устьянским говорком, с житейской мудростью и юмором, свойственным только сильным людям, умеющим подшутить над собой.

Скажу честно, наш трехчасовой диалог не уместить в отведенных строчках, продолжение обязательно будет. Но не могу не высказать свою радость от общения с ней. Это правда, что молодость дается человеку для запаса духовной крепости и чистоты на всю жизнь.

Вера Варфаламеевна за время нашего разговора ни разу не пожаловалась на судьбу. Трудности, выпавшие на ее долю, не ожесточили, не сломили, напротив, именно она, мама, и стала тем стержнем, что скрепляет большую породу Борских. В этой семье доброе отношение к людям, добросовестность в работе – семейные гербы. Представьте себе, что в уютном домике на окраине деревни Павлицево в юбилей бабушки должно уместиться 5 семей с 10 внуками и 12 правнуками!

- Как не радоваться этому, столько Бог дал, теперь что не жить-то? Жизнь – как день пролетела, да и все бы ладно, вот Федор-то только 53 годочка пожил, вот бы двоем-то добро жили…

И такое незлобливое, мудрое, сквозило в ее словах, что хотелось слушать и слушать.

- Варфаламеевна, а как думаешь, в чем секрет долголетия?

- Дак что тут мудрить: живи по совести, робь честно, да к людям с добром относись.

Незаметная, простая, как та самая травка – муравка, а силы-то духа! В какой бы житейской ситуации ни оказывалась.

Ее поколение сложило в жизни все, что могло. Они – как ниточка из прошлого в будущее. И хоть у каждого поколения своя дорога, важно не поступиться родительским, заветным, сохранить эту нить. От нас зависит, сможем ли сохранить этот свет души, летящий за нами из прошлого.

Низкий поклон, Варфаламеевна, от всей Павлицовской братчины за свет твоей души! Оставайся такой же жизнерадостной и искренней. Живи долго, чтобы живущие рядом тоже научились также ценить каждое мгновение жизни.

С юбилеем! Валентина Борисова

19 сентября 2015

Комментарии (0)